Автомобиль уже роскошь. Что будет с ценами на сделанные в РФ машины

В прошлом году стоимость отечественных автомобилей выросла в среднем на 30%, есть надежда, что до конца 2023 года цены расти не будут

По данным Росстата, в 2022 году новые отечественные автомобили подорожали в среднем на 29,65%, хотя официальная инфляция составила 12%. Aif.ru разобрался, какие были основания для такого роста цен и каков прогноз стоимости российских автомобилей до конца текущего года.

Причины подорожания

По итогам прошлого года на российском рынке легковых автомобилей был отмечен наиболее значительный рост цен за последние годы, отмечает аналитик института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов. «В среднем цены выросли примерно на 30%, — говорит эксперт. — Последний раз такой резкий рост наблюдался в 90-е годы, когда экономика находилась в состоянии гиперинфляции. Скачок цен на продукцию автопрома был обусловлен сочетанием сразу нескольких факторов — девальвацией курса рубля, накопленным ростом стоимости сырьевых материалов, используемых в автопроме, уходом с рынка значительной части иностранных производителей, что привело к одномоментному и кратному сокращению предложения на рынке, трудности оставшихся производителей с поставками автокомпонентов. В результате упала доступность для населения новых машин, средние цены на рынке в 2022 году подскочили до уровня 15 среднемесячных зарплат, в то время как с 2015 года средняя стоимость легкового автомобиля находилась примерно на уровне годового размера средней заработной платы в стране».

АвтоВАЗ как флагман отечественного автомобилестроения находится под особым контролем государства, напоминает партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто, и динамика цен на его продукцию отличается от общерыночной. «В прошлом году, действительно, серьезно подорожали все автомобили, — соглашается эксперт. — Но волжскому заводу не давали поднимать цены на базовые модели. Долго работать в убыток они не могли, и в начале этого года провели поэтапное повышение цен, в пределах 10−25 тыс. руб. Тем не менее стоимость автомобилей нижнего ценового сегмента по-прежнему жестко контролируется государством, выше 825 тыс. руб. она не поднимается. Таким образом, на текущий момент завод в Тольятти является единственным предприятием, предлагающим автомобили стоимостью ниже 1 млн руб. В категории от 1 до 2 млн руб. для АвтоВАЗа уже есть конкуренция, например, китайская BAIC объявила о выводе на российский рынок модели за 1,6 млн руб., появляются другие игроки».

Что будет с ценами

Для поклонников продукции АвтоВАЗа есть повод для сдержанного оптимизма, считает Игорь Моржаретто. «Существенного роста цен на “Лады” точно не будет, — говорит эксперт. — Этому поспособствуют два фактора — контроль со стороны правительства и конкуренция с другими участниками рынка. Дефицита продукции тольяттинского завода тоже нет. В салонах широко представлены модели Granta и Нива. Одно время были перебои с поставкой краски, и можно было купить автомобили только черного, белого и зеленого цветов, но сейчас эти проблемы решили. Как нам обещают, начиная с мая к этим моделям добавится Vesta, чье производство запущено еще в марте, и сейчас производитель насыщает этой моделью дилерские центры. Правда, цена на эту модель держится в секрете».

Но в целом по отрасли ситуация сложнее. Если автомобилестроители сумеют восстановить выпуск в нужных объемах и удовлетворить спрос, то цены на новые машины удастся обуздать, считает Дмитрий Плеханов, но пока на это трудно рассчитывать. «Дальнейшая ценовая динамика будет зависеть от темпов восстановления выпуска и расширения предложения на рынке, — указывает эксперт. — Если производители почувствуют усиление конкуренции за покупателей, то будут вынуждены умерить свои аппетиты. Правда, пока выпуск в автопроме восстанавливается чрезвычайно медленными темпами, в феврале производство легковых автомобилей в стране оставалось на 70% ниже показателей годичной давности».

Евгений Никтовенко