Напомним, что до недавних пор исчисление этих сроков начиналось со следующего дня после совершения правонарушения. Но этот день, как выяснилось, имел существенное значение для решения вопроса. А началось все с того, что некоей Мельниковой были предъявлены обвинения в оставлении ею места ДТП. Однако Конституционный суд установил, что это не корректное решение вопроса.
История была в следующем. Девушка подрезала автобус, водителю которого пришлось применить экстренное торможение. В результате один из пассажиров упал и получил травму, которая впоследствии была признана как средний вред здоровью. Но девушка уехала — она даже не могла знать о том, что в автобусе, якобы из-за ее маневра, упал пассажир и получил травмы. Однако правовой момент законности привлечения ее к ответственности об оставлении места ДТП, о котором она просто не могла знать, даже не рассматривался.
Ее защитникам показалось достаточным оспорить сроки привлечения к ответственности. И это был грамотный ход. По мнению адвокатов, суд первой инстанции опоздал с решением — принял его спустя 3 месяца и 1 один день с момента спорной аварии. Не уложился в положенный по закону трехмесячный срок. Суд посчитал, что срок истекает спустя 3 месяца, не с момента вынесения постановления, а только на следующий день.
Однако Конституционный суд счел, что в этом случае ее право было нарушено. Поскольку в КоАП формулировка была недостаточно четкой. В итоге правительство внесло поправки в Кодекс. Госдума их приняла. Осталось дождаться, когда Совет Федерации их подтвердит, а президент подпишет.
Но вопросы остались. То есть у нас сейчас возникают разные ситуации. Например, водитель проехал с превышением скорости под камерой. Гаишники должны ему выставить штраф в течение 60 суток (раньше было два месяца). Два месяца считать легче, чем 60 суток. У нас месяцы по количеству дней отличаются. Судам от этой истории также легче не станет. 90 дней — это не всегда три месяца.
В то же время у водителя или автовладельца сохранилось право обжаловать штраф в течение 10 суток, но начиная не со дня его вынесения или получения уведомления, а со следующего дня. Это «РГ» подтвердили юристы.
Владимир Баршев