110 лет назад: первые моторы России

В 1913 году в Санкт-Петербурге состоялась масштабная Международная автомобильная выставка. Какими были автомобили 110 лет назад, сейчас можно увидеть на выставке на ВДНХ.
Светлана Парфенова

IV Международная автомобильная выставка, отгремевшая в Михайловском манеже, стала знаковым событием, собравшим более 300 экспонатов. И это были не только иностранные марки, но и отечественные производители моторов, кузовов, деталей, шин и других автокомпонентов. Современная выставка «Первые моторы России», проходящая сейчас в Москве в музее Гаража особого назначения ФСО России, переносит посетителей в прошлое — она оформлена в стилистике автомобильного салона 1913 года.

110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России

Здесь можно увидеть и автомобили из частных коллекций, и никогда ранее не выставлявшиеся экспонаты из запасников Политехнического музея. А на специальных стендах, как всегда в музее ГОН, можно узнать море интересной исторической информации.

На фото электромобиль американской компании Electric Vehicle Company, он выпускался под маркой Columbia. Именно этот экземпляр был собран в британском отделении фирмы в 1901 году в Лондоне. Автомобиль был подарен российской императрице Марии Федоровне ее родной сестрой — английской королевой Александрой.

Columbia входит в коллекцию Политехнического музея. До конца прошлого века Политехнический музей вообще был единственным местом в СССР и России, где можно было увидеть автомобили дореволюционного периода.

110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
  • На рубеже XIX и XX веков, когда автомобильная промышленность только зарождалась, существовало множество индивидуальных проектов, собранных в единственном экземпляре. Как этот Großer Stoewer Motorwagen, построенный в Германии в 1899 году — он оснащен двухцилиндровым двигателем объемом 2,1 литра, который выдает 6,5 л.с. и позволяет развивать скорость до 17 км/ч.
  • Также на фото представлен мотоцикл Hamlet 1912 года выпуска с поперечно установленным V-образным двухцилиндровым двигателем из Дании.
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России

Русско-Балтийский вагонный завод был основан в 1869 году, а в 1908-м в состав акционерного общества вошла экипажная фабрика Петра Фрезе — так началась история марки «Русско-Балтийский» (сокращенно «Руссо-Балт»). Представленный на выставке «Руссо-Балт» К 12/20 HP — это единственный в мире сохранившийся экземпляр легкового автомобиля, изготовленного в Российской империи до Октябрьской революции. Двигатель объемом 2,2 литра, мощность 20 л.с.

Рядом представлен мотоцикл «Россия» — первый в истории российский мотоцикл.

110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России

Этот автомобиль из коллекции Политехнического музея долго оставался загадкой. Дело в том, что изначально облик машины был приблизительно восстановлен частным коллекционером по имеющимся у него немногочисленным фотографиям из интернета. Предполагалось, что это легкий четырехколесный АС Fivet, однако устройство трансмиссии с данной моделью не совпадало.

Дальнейшие исследования привели к выводу, что сохранившийся экземпляр — очень редкий четырехколесный автомобиль фирмы AC Cyclecar, один из выпущенных в 1913 году небольшой партией.

Далее на фото представлены:

  • Знаменитый мотоцикл Indian Model G 1915 года выпуска.
  • Мотоцикл FN. Бельгийская компания FN в 1904 году стала первой в мире, начавшей серийный выпуск мотоциклов с рядным четырехцилиндровым двигателем.
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России

Моторный трицикл немецкой марки Cudell 1899 года выпуска когда-то принадлежал членам императорской фамилии, а теперь он хранится в коллекции Политехнического музея. Мотор трицикла был изготовлен по лицензии фирмы De Dion-Bouton.

Немецкий инженер Готлиб Даймлер, построивший свой первый «моторный экипаж» в 1886 году, пытался создать универсальный двигатель, подходящий для установки на экипаж, велосипед и лодку. На фото даймлеровский двигатель V2.

Первые велосипеды Triumph, изготовленные в Ковентри, появились в 1889 году. А в 1902-м свет увидел первый мотоцикл марки. На фото Triumph Model H 1915 года выпуска.

110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России

А это «Феномобиль» 4/9PS 1911 года выпуска. Изначально фирма Phanomen специализировалась на машинах для текстильного производства и велосипедах.

В 1905 году глава компании Густав Хиллер решил выпускать автомобили, а построены они были по очень прогрессивной в то время трехколесной схеме с двигателем, закрепленном на переднем управляемом колесе.

Мотоцикл на фото — «Мото-Рев-Дукс», единственный серийный мотоцикл Российской империи. На выставку привезли экземпляр 1911 года.

110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России

Двухместный спортивный Bebe Peugeot Type BP1 стал самой необычной моделью фирмы в начале XX века.

Спроектировал этот автомобиль Этторе Бугатти. Правда изначально — для немецкой фирмы Wanderer, но ее руководство не оценило проект. Зато перспективность автомобиля увидел директор завода Peugeot Арман Пежо. Bebe Peugeot Type BP1 был впервые представлен публике в октябре 1912 года.

Диорама в масштабе 1:43, посвященная посещению IV Международной автомобильной выставки 1913 года императором Николаем II, поражает продуманностью деталей и мелочей.

110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России

На фото Lion-Peugeot Type VC2 1909 года. Модельный ряд Lion-Peugeot с 1906 по 1909 год состоял исключительно из одноцилиндровых моделей, затем в 1910 году появились автомобили с двумя цилиндрами, а в 1912 году — с четырьмя.

Томас Хамбер основал фабрику по производству велосипедов в 1869 году, а в 1896 году был создан первый экспериментальный мотоцикл Humber. Серийное производство мотоциклов марки началось в 1902 году.

Humber Twin 1914 года выпуска.

110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России
110 лет назад: первые моторы России

Выставка «Первые моторы России» проходит со 3 марта по 28 октября в павильоне номер 54 московского музея Гаража особого назначения ФСО России.