Последние пару лет для многих российских заводов, которые занимались выпуском продукции под иностранными брендами, выдались, мягко говоря, непростыми. Причем касается это как автомобильных производственных площадок, так и предприятий, выпускающих шины зарубежных марок.
И тех, и других за прошедшие годы поубавилось вместе с приостановкой деятельности или полным уходом иностранных компаний с российского рынка. Но не все так плохо — некоторые шинные заводы все-таки продолжают работу в России, а вместе с ними выпуском покрышек по-прежнему занимаются и отечественные предприятия.
Дефицита пока не намечается — подобрать новые летние шины вы сможете без проблем как из досанкционных запасов (правда, цены на них выросли), так и из недавно выпущенных комплектов. И о том, что стране не будет хватать шин, тоже можно не беспокоиться. Да, ассортимент представленных на рынке моделей будет сокращаться, а поиск дорожающих породистых европейских покрышек займет больше времени.
Но посудите сами — крупнейшие российские заводы (Нижнекамскшина, Ярославский шинный завод, Алтайский шинный комбинат, Омскшина, Волтайр-Пром и многие другие), которые выпускают шины под марками Viatti, Nortec, Kama, Cordiant и Amtel, продолжают работу. И некоторые предприятия иностранных компаний на территории нашей страны тоже не останавливают производство.
Continental
К примеру, завод фирмы Continental в Калужской области продолжает свою работу. В последнее время он выпускает шины для внутреннего рынка: экспорт в 24 страны мира, куда до недавних пор компания Continental поставляла продукцию российского производства, прекращен. В связи с антироссийскими санкциями усложнилась логистика, и компании пришлось тратить больше средств на закупку сырья, компонентов и энергоносителей. По этой причине Continental принял решение покинуть Россию и отказаться от своего калужского завода.
С прошлого года у предприятия новый владелец — холдинг S8 Capital. Шинный завод Continental в Калуге она приобрела 23 мая 2023 года. Сумма сделки не разглашается, но сам Continental оценивал свои российские активы в 87 млн евро. Вместе с предприятием мощностью до 4 млн шин в год S8 Capital выкупил и его дистрибьютора.
В августе 2023 года калужский завод немецкой фирмы Continental AG сменил название с ООО «Континентал Калуга» на ООО «Кордиант Калуга» и вошёл в структуру холдинга АО «Кордиант». Смена торговой марки, как и изменение наименования юрлиц, была частью сделки немцев с российской компанией.
Новый владелец бывшего завода Continental, где ранее выпускались покрышки под марками Continental, Matador и Gislaved, получил право только на хорошо знакомый нашим водителям шинный бренд Gislaved. 7 марта 2024 года шинный завод в Калуге объявил о начале выпуска летних покрышек для легковых автомобилей и кроссоверов под новой торговой маркой Torero. Предприятие анонсировало три модели: МР47, МР72 (All Terrain) и МР82 (Highway Terrain).
Yokohama
Завод японской компании Yokohama в Липецкой области в марте 2022 года приостанавливал выпуск шин на несколько месяцев, а затем возобновил его в августе. С тех пор новостей о продаже предприятия или завершении работы бренда в России не было слышно.
Шинный завод Yokohama в Липецке продолжил работать, закончив 2023 год с чистой прибылью 219 млн рублей и с чистым убытком в 395 млн рублей. За прошлый год его выручка выросла на 50% - с 3 млрд до 4,5 млрд руб.
По всей видимости, Yokohama пока остается на российском рынке, хотя по данным инсайдеров предприятие все же готовят к продаже. Но пока этого не случилось продукцию завода можно встретить в продаже в России наряду с импортными поставками из Японии и стран Юго-Восточной Азии.
Pirelli
У Pirelli в России целых два завода, в Воронеже и Кирове. Несмотря на слухи о потенциальном закрытии предприятий, которые появились в марте 2023 года, обе площадки по-прежнему выпускают шины. О том, что компания продолжает работу в нашей стране в сентябре прошлого года сообщил президент Ассоциации итальянских предпринимателей (GIM Unimpresa) в РФ Витторио Торрембини.
Пользуясь сложившейся рыночной ситуацией, итальянцы наращивают выпуск покрышек своей премиум-марки, а также шин среднеценового сегмента под брендом Formula. Минувшей осенью фирма также возобновила производство зимних шин бюджетной марки Amtel.
Продолжив работу в нашей стране, Pirelli приостановила любые инвестиции в российский бизнес, за исключением тех, что направлены на безопасность. Экспорт продукции компании за границу приостановлен. Более того, Pirelli после 2024 года не будет поставлять свои шины в WRC.
Компания отказалась от участия в тендере на поставку шин на Чемпионат мира по ралли в 2025-2027 годах, планируя завершить свое партнерство с Международной автомобильной федерацией (FIA) в качестве эксклюзивного поставщика шин WRC. По этому поводу в Pirelli говорят, что они достигли целей, поставленных 3 года назад в начале нынешнего контакта с FIA.
Nokian
После некоторой заминки принадлежавшее ранее финнам предприятие Nokian Tyres в Ленинградской области уже вернулось в строй и продолжает свою работу под другим именем — Ikon Tyres. Производство было возобновлено силами нового владельца — российской компании «Татнефть». Кстати сеть шинных центров Vianor, принадлежавшая компании Nokian, также сменила имя — на Ivanor.
Мы уже успели посетить предприятие во Всеволожске, прошлись по его цехам и во всех подробностях рассказали не только о работе компании под сменившейся вывеской, но и о ее дальнейших планах, а также об отличии выпускаемых там теперь покрышек от прежних. Подробности читайте в нашем материале «Чем шины Ikon отличаются от Nokian?».
Согласно условиям сделки завод мог производить покрышки с логотипом Nokian Tyres, а также с названиями Hakkapeliitta и Hakka только до конца марта 2023 года. Шины среднего ценового сегмента под именем Nordman продолжили выпускать и после продажи завода финнами. Но с их боковин убрали надпись Nokian Tyres.
Использование заводом Ikon Tyres бренда Nordman, а также выпуск шин с нынешним протектором Nokian на долгий срок, превышающий жизненный цикл модельной линейки шин, оговорен в рамках соглашения по продаже российского бизнеса Nokian Tyres компании «Татнефть» в марте 2023 года.
Однако российское предприятие вовсю работает над собственными моделями покрышек. Компания уже внедрила разработанный своим R&D отделом новый шип в форме «бабочки» для зимних шин Nordman 7 и Nordman 8. Сейчас на заводе под Санкт-Петербургом также выпускают три новые модели летних шин Ikon — Autograph Ultra 2 (и Ultra 2 SUV), Autograph Aqua 3 (и Aqua 3 SUV) и Autograph Eco 3.
По сути новые модели — это те же шины Nokian, только раньше они назывались Hakka Black 2, Hakka Blue 3 и Hakka Green 3. Рисунок протектора сохранен, применены те же составы резины, что были прежде. Только на боковинах новые узоры и обозначения.
Michelin
Что до компании Michelin, то она уже давно свернула производство на своем российском заводе. Предприятие французского шинника в Московской области было остановлено еще 15 марта 2022 года, а летом того же года ее представители объявили об уходе из России.
Российский завод фирмы Michelin, работавшей в нашей стране с 1997 года, а в 2004-м ставшей первым иностранным производителем шин с локальным предприятием в стране, сменил владельца в конце мая 2023 года.
Его новый собственник - российский дистрибьютор «Пауэр Интернэшнл-шины» — вместе с заводом в Давыдово приобрел и фирму Camso CIS (ООО «Камсо Си-Ай-Эс»), которая специализируется на продаже шин и гусениц для спецтехники.
В конце прошлого года стало известно, что после смены владельца бывший завод Michelin в Подмосковье будет выпускать шины новых марок Selna и Farlight. Они предназначены в основном для легковых автомобилей. Предполагаемый объем производства — до 2 млн покрышек ежегодно.
Bridgestone
Став пионером по выходу с российского рынка, компания Bridgestone остановила выпуск шин на своем заводе в Ульяновской области еще в марте 2022 года. Осенью того же года руководство бренда объявило о поиске покупателей на свои российские активы.
Покупатель нашелся к концу 2023 года. Новым владельцем предприятия стала российская Группа S8 Capital, в том же году купившая марку «Кордиант» и российский завод Continental. В рамках совершенной сделки Bridgestone сохранила за собой торговые марки и бренд. Они не перешли к новым хозяевам завода под Ульяновском.
В январе 2024-го СМИ Ульяновска сообщили со ссылкой на нового владельца предприятия и на губернатора Ульяновской области Алексея Русских о том, что перезапуск находящегося в индустриальном парке «Заволжье» шинного завода, ранее принадлежавшего компании Bridgestone, состоится в 2024 году.
В течение этого года S8 Capital найдет новых поставщиков сырья, изготовит новую оснастку, проведет ребрендинг и наладит работу оборудования. Ранее холдинг пообещал сохранить весь штат шинного завода, насчитывающий тысячу человек, а также предложить рабочим те же условия и зарплату.
Без покрышек не останемся
На фоне остановки импорта и завершения производства на ряде российских предприятий, которые выпускали шины под иностранными брендами, компании из Китая начали наращивать экспортные поставки. Поэтому острой нехватки покрышек в ближайшие годы можно не бояться.
Правда, качество малознакомых китайских шин пока остается загадкой, да и резина экзотической размерности по-прежнему остается в дефиците. Но ведь отечественные производители покрышек тоже продолжают работу. Так что ассортименту массовых 14−17-дюймовых размерностей в ближайшей перспективе ничего не угрожает — самое время подобрать летние колеса.