Далеко не все дефекты и повреждения шин заметны автовладельцам. Да и узнают о них водители, как правило, слишком поздно, когда покрышкам уже требуется серьезный ремонт или даже замена. Хорошо если проблема разрешится без дополнительных вложений в подвеску, которая тоже может в этом случае пострадать. Сегодня расскажем об особенностях распространенной деформации шин — грыже.
Что такое грыжа на колесе
Грыжа является одним из самых коварных повреждений автомобильной резины. По сути, это вздутие на поверхности шины, возникающее по разным причинам и прогрессирующее со временем. Помимо внезапного разрыва покрышки и потери управляемости авто, грыжа также может привести к дисбалансу колеса, подвергая тем самым элементы ходовой повышенному износу.
Существует две основных разновидности грыж: боковая и протекторная. Последнюю иногда еще называют невидимой, поскольку она не заметна на поверхности колеса и обнаруживается когда уже сильно разрастается. К этому моменту от нее уже могут пострадать элементы подвески, испытывающие повышенные нагрузки.
Когда и как появляется грыжа
Грыжа на колесе может быть следствием производственного брака, когда при изготовлении покрышек не соблюдается технология или используются некачественные материалы. Бывает, нити корда расходятся или между слоем резины и тканью корда образуется раковина. Возникшая неоднородность внутри материала после проникновения в нее воздуха выдавливает резину наружу. Такие пузыри вздуваются вскоре после установки шины.
Также причиной вздутия нередко становятся повреждения покрышек. Они случаются при попадании в большую яму на скорости, из-за резкого удара в ДТП, а также от наездов на препятствия или контактов с бордюрами либо отбойниками на парковках. В последнем случае нарушается целостность резины или ее толщина локально уменьшается, становясь уязвимым местом.
Кроме того, грыжи могут возникать на старых покрышках, теряющих с возрастом эластичность и упругость. Спустя 7−8 лет эксплуатации они становятся хрупкими и могут начать расслаиваться. Спровоцировать вздутие на поверхности шины может и сам автовладелец, если часто будет перекачивать шины относительно рекомендованного производителем давления.
Чем опасна грыжа
Самая большая опасность, которую таит грыжа на колесе — это возможность внезапного разрыва шины во время движения. При этом автомобиль теряет устойчивость и управляемость. Авто начинает рыскать по полосе или его уводит в сторону — на встречную полосу или к обочине. В этой ситуации многократно возрастает риск попасть в ДТП.
Другой серьезный вред, который может возникнуть от вздувшейся шишки на покрышке — повреждения элементов подвески. При появлении дисбаланса и вибраций ходовая авто испытывает повышенные нагрузки, что сокращает срок службы амортизаторных стоек, шаровых опор, ШРУСов и рулевой тяги. А значит, помимо замены шин, это потребует дополнительных вложений в ремонт подвески.
Как распознать грыжу
Появившуюся грыжу можно обнаружить визуально еще на начальном этапе, если внимательно осматривать поверхность шины. Например, это можно делать при каждой сезонной переобувке — весной и осенью. Насторожить автовладельца должны любые заметные выпуклости, сильные потертости резины и прочие изменения формы колеса. Но это в большей степени касается боковых вздутий.
Невидимые грыжи поначалу могут быть плохо различимы, как и вздутия протектора из-за них. Однако, как только такой дефект начнет разрастаться, а происходит это достаточно быстро, водитель почувствует изменения в поведении машины. На малых скоростях порядка 5−10 км/ч появятся покачивания кузова, сопровождающиеся легкой вибрацией.
Также, открыв окно, можно услышать непривычные повторяющиеся шлепки на ходу. А на скорости из-за грыжи может появиться биение на руле. Помимо биения и вибраций, передаваемых на кузов во время движения автомобиля с грыжей на колесе, покрышки с дефектами могут нагреваться сильнее остальных. Причем иногда даже после непродолжительной поездки.
Можно ли ездить с грыжей на колесе
Использовать на автомобиле шины с грыжей или другими повреждениями запрещено пунктом 5.2 «Перечня неисправностей» в приложении к ПДД. Он говорит о недопущении эксплуатации транспортных средств, у которых «шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины».
За такое нарушение автовладельца могут наказать штрафом в 500 рублей согласно ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена».
Как устранить грыжу
Существует несколько способов восстановления шин с грыжами. Среди них установка армирующей заплатки, прошивка нейлоновой нитью с дальнейшей вулканизацией, а также установка камеры внутрь покрышки. Однако оценить ремонтопригодность шины и произвести его может только квалифицированный специалист с использованием профессионального оборудования.
Следует учесть, что с отремонтированными шинами нельзя быть уверенным на 100% в безопасности дальнейшей эксплуатации машины. Гарантировать это может лишь установка новых покрышек. Поэтому, увидев грыжу на колесе, стоит задуматься о том, чтобы выбрать летние шины на замену поврежденным.
Если же грыжа обнаружилась в дороге — замените проблемное колесо запасным. В случае, когда запаски с собой нет, чтобы добраться своим ходом до ближайшего шиномонтажа эксперты советуют стравить давление в поврежденном колесе на 10% и двигаться плавно с небольшой скоростью. В случае вздутия шины на переднем колесе, имеет смысл переставить его назад. Так вы минимизируете последствия возможного разрыва резины в движении.