На вторичный рынок стали выходить автомобили из каршеринговых компаний. Часть фирм в начале 2023 года стали обновлять свой парк из-за возникших трудностей в обслуживании автомобилей. Гарантийный и технический ремонт стал затруднителен вследствие ухода части иностранных компаний из России. В итоге, стоимость ежегодного обслуживания некоторых моделей приблизилась к 500 тысячам рублей, из-за чего их эксплуатация перестала быть рентабельной. Поэтому на рынок вышли не только автомобили возрастом более трех лет, как это было раньше, но и те, что прослужили в каршеринге чуть более года. Стоит ли приобретать такие машины и к чему готовиться после их покупки?
Малый возраст и большой пробег
Еще год назад основу каршеринговых компаний составляли европейские машины различных марок. В парки закупались не только массовые Hyundai Solaris, но и премиальные модели, такие как Audi Q3, BMW 3 серии, Mercedes CLA, не говоря уже о массовых Renault Kaptur или Skoda Octavia и Volkswagen Polo. Сейчас каршеринговые фирмы меняют эти машины на китайские модели, а старый транспорт отправляют в продажу. Часть из этих автомобилей продается открыто самими компаниями. Можно записаться на тест-драйв и выбрать себе наиболее понравившийся вариант. Другие же машины уходят через аукционы и затем после смены собственника и ПТС они могут вновь оказаться на вторичном рынке.
Для перекупщиков такие автомобили хороши тем, что при небольшом возрасте они реализуются с хорошим дисконтом вследствие высокого износа технической части. Некоторые автомобили имеют годовой пробег более 100 тыс. км. Перекупщики скручивают пробег и могут продать машину в полтора раза дороже. При этом их каршеринговое прошлое скрывается. В ПТС в качестве собственника может указываться только название организации, которое не выдает принадлежность к сервисам краткосрочной аренды автомобилей. При этом перекупщики нередко меняют ПТС, чтобы скрыть прошлое автомобиля.
Что ломается в каршеринговых машинах чаще всего?
Технические проблемы свойственны этим машинам из-за специфики их использования. Почти все машины эксплуатируются зимой без предварительного прогрева, что негативным образом сказывается на состоянии трансмиссии и двигателя. Таким образом, ресурс двигателя и коробки у машин уже подходит к концу, и не исключено, что сразу после покупки автомобиль потребует от владельца дорогостоящего ремонта.
Чаще всего у каршеринговых машин выходят из строя роботизированные трансмиссии. Из-за небрежной эксплуатации часто требуют замены корзины сцеплений в преселективных коробках, маховики, а также мехатроники. Из-за резких стартов могут разрушаться подшипники вилок переключения передач.
В автоматических коробках на каршеринговых машинах при пробегах свыше 100 тыс. км часто выходят из строя клапаны гидроблока, которые отвечают за давления масла и работу систем переключения ступеней. Из-за частых холодных пусков и активной езды быстро изнашиваются фрикционы АКПП.
В вариаторах наблюдаются другие проблемы. Им свойственны сложности с металлическими ремнями, которые при холодных пусках могут проскальзывать и царапать поверхность шкивов. В морозы из-за снижения прокачиваемости трансмиссионного масла между рабочими поверхностями утоньшается масляная пленка. Если водитель сразу стартует на машине с вариатором, без предварительного прогрева, да еще и с пробуксовками, то велик риск, что ремень будет проскальзывать по шкивам вариатора с образованием мелкой стружки, загрязняющей масло. Эта стружка засоряет клапаны гидравлической системы, из-за чего износ шкивов и ремня прогрессирует и происходят перебои в работе трансмиссии.
Что проверить в первую очередь?
Распознать автомобили из каршеринга можно по некоторым косвенным признакам. Иногда на кузове проступают следы пленки, которой обклеиваются рабочие автомобили. Под яркими солнечными лучами участки кузова бликуют по-разному.
Салон у таких машин изношен не по возрасту. Большое количество клиентов сильно истирают обивку водительского кресла и рулевого колеса.
Имеет смысл проверить износ тормозных дисков. Обычно они служат около 120 тыс. км, после чего меняются. Новые диски явно говорят о большом пробеге автомобиля.
Проверить каршеринговое прошлое у машины на вторичном рынке можно с помощью специализированных интернет-сервисов. Через VIN-код и номер СТС можно узнать, получал ли автомобиль когда-либо лицензию на работу в каршеринге и владело ли им юридическое лицо. Получить сведения о юридической фирме-владельце автомобиля можно в списках индивидуальных предпринимателей. Иногда в деятельности ИП прямым текстом указана «перевозка пассажиров», либо на компанию оформлялось ОСАГО для каршеринга.
Владимир Гаврилов