Порядок покупки автомобиля в условиях массового исхода крупных производителей для большинства россиян по-прежнему остается загадкой. Какие преимущества дает параллельный импорт? Как привезти автомобиль из-за границы? Можно ли пригнать машину своими силами или лучше обратиться к услугам перегонщиков? Или, быть может, проще изучить ассортимент ближайшего неофициального автосалона и купить машину там, чтобы не тратить время? Сегодня мы постараемся пролить свет на все тонкости, связанные с новыми способами покупки импортных автомобилей.
Оформление автомобиля на физическое лицо вместо юридического: нужно ли покупателям ввезенных машин обращать на это внимание?
Из числа всех проданных в прошлом году автомобилей по серым каналам приехали порядка 6% машин: это и частный ввоз, которым занимались физические лица, и полноценный параллельный импорт, осуществляемый юридическими лицами — причем эти машины приходят в основном из Казахстана, Белоруссии и Армении, хотя есть и поставки напрямую из ОАЭ, Южной Кореи и даже праворулек из Японии.
С машинами из Европы и США ситуация сложнее — автоэксперт Сергей Логинов утверждает, что наладить стабильные поставки из этих стран юридическим лицам в России куда сложнее. И дело не только в повышенных пошлинах на ввоз, а в том, что прямое сотрудничество с российскими фирмами сейчас фактически приостановлено — из-за ряда ограничений поставки машин оказались под запретом, да и финансовые вопросы требуют особой осторожности в связи с тем, что большинство российских банков попали под санкции Евросоюза. Поэтому перевод денег с российского валютного счета, скорее всего, попросту не пройдет, а если и пройдет, то платеж подвергнут тщательной проверке по ту сторону границы.
Как утверждают специалисты ГК АВТОДОМ, автомобили, ввезенные недобросовестными поставщиками, не проходят экспертизу и не имеют маркировки соответствия EAЭC, таможенных документов, электронного паспорта транспортного средства. Во-первых, такая продукция не подлежит гарантийному обслуживанию и ремонту в специализированных сервис-центрах. Во-вторых, неофициальные поставщики не осуществляют необходимую предпродажную подготовку авто, а его комплектация может не соответствовать заявленной производителем.
В конечном счете автомобилист не сэкономит, а понесет непредвиденные траты, например, за сервис без гарантийного обязательства, а также — в случае самостоятельного оформления документов. Более того, покупатель рискует остаться без денег и без товара, а за выявленные нарушения он может быть наказан штрафом. В спорных ситуациях за некачественный товар клиент не получит от серого поставщика компенсацию и не вернет внесенную предоплату при расторжении сделки. Словом, покупателю будет спокойнее, если ввезенный новый автомобиль оформлен на юридическое лицо.
Какие риски связаны с обращением к услугам перегонщиков машин из-за границы?
Риски нарваться на мошенников и потерять деньги есть всегда — и в условиях, когда сумма, выделенная на покупку автомобиля, оказывается в руках у нечистых на руку посредников, они особенно высоки. Самый простой совет: обращайтесь к услугам проверенных знакомых, а если в списке ваших контактов нет перегонщиков, то ищите их с особой осторожностью — собирайте рекомендации друзей, читайте отзывы клиентов. И не спешите переводить деньги, пока все не проверите.
Но стоит учитывать и другие риски, не связанные с финансовыми операциями. Если перегонщик ищет автомобиль по заказу клиента, что называется, удаленно, то вы рискуете нарваться на машину со скрытыми дефектами, которые посреднику не удалось обнаружить. Даже если за границей полно предложений по интересующей вас модели, то каждое из них надо очень тщательно изучать — перегонщик может даже не узнать о скрученном пробеге или ремонте после серьезных ДТП. Или узнать, но по каким-то причинам не поставить будущего покупателя в известность. Сохраняйте бдительность и будьте аккуратны, не давайте предложениям со сниженными ценами сбить вас с толку — увы, нередко в Россию попадают утопленные или битые машины с аукционов.
Какие гарантии предоставляет дилер, торгующий привезенными из-за границы автомобилями?
Раньше на иномарки, которые поставляли в Россию официально, распространялась фирменная гарантия от производителя — и формально на машины, которые год назад успели пересечь границу до прекращения поставок и попасть в официальную дилерскую сеть, она распространяется до сих пор. Но с ввезенными по каналам параллельного импорта новыми иномарками ситуация иная: автопроизводители почти сразу начали открещиваться от машин, которые попали в Россию через третьи страны в обход их запретов на поставки.
Крупные официальные дилеры, которые начали вместе с оставшимися «официальными» машинами торговать новинками из альтернативных каналов поставок, пошли на хитрость — чтобы сохранить лицо, продавцы стали предлагать свои собственные сокращенные гарантийные программы, которые распространяются на отдельные узлы и агрегаты в течение одного или двух лет. Увы, на практике такая гарантия чаще носит формальный характер — оторванные от автопроизводителей дилерские центры иной раз попросту не имеют возможности устранить неисправность. Правда, ремонт или замену по-настоящему проблемных деталей в список гарантийных обязательств составители подобных соглашений могут и вовсе не включать.
Хотя управляющий директор департамента по работе с автодилерами и автопроизводителями компании «Ренессанс страхование» Елена Сафонова утверждает, что сейчас многие дилеры предлагают гарантию, которая оформляется в виде страхового полиса либо сертификата от страховой или ассистанской компании. Такая гарантия действует на все основные узлы и детали, включая двигатель и коробку передач — при этом она не распространяется на ЛКП, расходники, которые требуют замены при регулярном обслуживании, и дефекты внутри салона. Хотя есть и дилеры, которые предлагают эту гарантию от себя на год-другой, но не бесплатно: покупателю новой машины это может обойтись примерно на 20% дешевле, чем оформление полиса каско.
Что делать, если при покупке автомобиля, привезенного из-за границы, вы столкнулись с мошенниками?
Обмануть могут не только перегонщики, но и продавцы уже ввезенных в Россию машин. Во-первых, не спешите подписывать документы, если вы толком не ознакомились с ними — менеджер салона может начать вас подгонять, рассказывая сказки про то, что автомобиль вот-вот заберут другие клиенты. С деньгами расстаться еще успеете, поэтому для начала убедитесь, что вас не пытаются обмануть.
Если все-таки обманули — поднимайте шум, настаивайте на возврате денег, вызывайте полицию в автосалон и добивайтесь, чтобы у вас приняли заявление. Если повезет, полиция сможет найти состав преступления в действиях обманщиков. Обратитесь в банк, если взяли недостающую сумму в кредит — старайтесь успеть связаться с банком до того, как деньги перечислят автосалону (обычно это происходит на следующий день после покупки), пишите заявление о том, что просите приостановить платеж, поскольку намерены расторгнуть сделку купли-продажи.
В какую сумму обойдется постановка на учет автомобиля, привезенного из-за границы?
Расходы на легализацию и постановку автомобиля на учет в России зависят от множества факторов, начиная со страны, из которой прибыла машина, заканчивая набором документов, которые позволят законно эксплуатировать ее без риска отмены действия паспорта транспортного средства и СТС. Автоэксперт Логинов заявляет, что минимальная сумма, которую необходимо закладывать на процедуру постановки автомобиля на учет, сегодня составляет 100 тысяч рублей. Если машина приехала не из стран ЕАЭС, а, скажем, из Евросоюза, то сверху нужно будет отдать 50–60% от ее стоимости.
Что входит в процедуру постановки автомобиля на учет? Для начала, оформление Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) — специального документа, подтверждающего, что конструкция автомобиля отвечает действующим требованиям актуальных нормативов по безопасности. Без этого документа машину, не имеющую российского Одобрения типа транспортного средства (ОТТС) нельзя не только эксплуатировать на дорогах, но и продавать, а также сдавать в аренду.
Необходимость оформления СБКТС зафиксирована в техническом регламенте Таможенного Союза, а выдают его по результатам экспертизы в специальной лаборатории. При получении документа информация о его выдаче заносится в специальный реестр — это сводит к минимуму риск фальсификации и позволяет в любой момент проверить его подлинность.
Только после этого появится возможность сделать электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС). Обычно эти два документа оформляет одна и та же организация, но иной раз на их получение может потребоваться целых две недели. Поначалу ЭПТС будет недействующим, то есть обладателю новой иномарки еще какое-то время придется ездить с зарубежными документами — заранее заведите личный кабинет на портале системы электронных паспортов: оттуда можно будет контролировать все изменения статусов и распечатать документ. После этого нужно будет оплатить утилизационный сбор и приобрести страховой полис.
И не забудьте про техосмотр! Да-да, если с года выпуска автомобиля прошло больше четырех лет, то до постановки на учет необходимо пройти техосмотр и получить диагностическую карту — это можно сделать и с недействующим ЭПТС. Имея на руках диагностическую карту, можно наконец-то ставить машину на учет.