Механическая коробка передач все реже встречается в современных автомобилях – даже в спорткарах ее почти вытеснили «автоматы» и «роботы». Но и сейчас производится много машин с тремя педалями – в основном, это, конечно, либо недорогие модели, либо начальные комплектации. Некоторые водители выбирают «механику» еще и за надежность, но и она нуждается в определенном уходе. Что важно знать?
Плавно работаем сцеплением и рычагом КПП
Насмотревшись фильмов «Форсаж», многие вдруг примеряют на себя образ Доминика Торетто, и начинают выжимать из своих несчастных машин все соки – резко бросают педаль сцепления, с пробуксовкой срываются с места и чуть ли не с хрустом пытаются молниеносно переключать передачи.
Так делать можно, но недолго – сначала износятся шины, первым в трансмиссии, скорее всего, сдастся сцепление, а дальше повышенные и ударные нагрузки приведут к поломкам коробки передач. Начнут хрустеть синхронизаторы, гудеть подшипники, выкрашиваться зубья шестеренок. А ремонт – дело дорогостоящее, потому что требует снятия КПП с автомобиля и полноценной дефектовки.
В зимнее время года нужно помнить, что трансмиссионное масло в коробке передач густеет при морозах, поэтому в первые минуты рычаг будет работать туговато. И, пока она не прогреется, следует избегать резких нагрузок, возникающих при резких переключениях.
Продлить жизнь коробке передач можно и при помощи так называемых перегазовок во время переключений на пониженные. Суть в кратковременном нажатии на педаль газа одновременно с выжимом сцепления, чтобы поднять обороты коленвала двигателя ровно до тех, какие будут при переходе на пониженную.
Например, при текущей скорости обороты на третьей ступени – 3000, а на второй они будут 4000. Следовательно, нам нужно «подкрутить» двигатель еще на 1000 оборотов, чтобы передача воткнулась максимально плавно. Это не только сложно звучит – и сам прием требует долгих тренировок для того, чтобы все делать синхронно. К тому же, отклики на газ у большинства современных моторов слишком медленные из-за экологических стандартов.
Впрочем, актуален этот прием по большей части на гоночных треках для лучшей стабильности при торможениях, а у многих современных спортивных машин есть функция автоматической перегазовки, когда электроника сама поднимает обороты коленвала при переключениях «вниз» до необходимых.
Изучаем инструкцию по эксплуатации
Многие привыкли менять масло в «автоматах» – каналы гидроблока постепенно забиваются продуктами износа пакетов фрикционов, из-за чего коробка передач перестает плавно переключаться. Как продлить жизнь АКПП, читайте в нашем отдельном материале, но трансмиссионное масло может потребовать замены и в «механике»!
Обязательно ли это делать и при каком пробеге, подскажет инструкция. Там же – и рекомендованная вязкость жидкости, и дополнительные требования к маслу, если в коробке установлен, к примеру, дифференциал повышенного трения.
Прислушиваемся к посторонним шумам или стукам
Даже исправная механическая коробка может немного «подвывать» (особенно хорошо это знают владельцы автомобилей Lada), но впоследствии к этому звуку могут добавиться и посторонние шумы. Если при переключениях передач слышно хруст, то в замене нуждаются синхронизаторы. Также могут гудеть и подшипники валов. Поэтому, если услышали что-то «неладное», то лучше не тянуть с визитом на сервис.
Владельцам задне- и полноприводных автомобилей следует также прислушиваться и к стукам под днищем – они могут сигнализировать об износе карданной передачи, подвесного подшипника, резиновых демпферов и других элементов трансмиссии. И, конечно, все перечисленное также не любит резких ударных нагрузок и длительной пробуксовки.