На изрядно сократившемся автомобильном рынке России, который за прошлый год покинуло большинство зарубежных брендов, теперь безраздельно властвуют отечественные и китайские марки. По итогам января 2023 года, даже несмотря на падение сбыта новых авто на 47% к тому же месяцу годом ранее, продажи «китайцев» выросли в разы.
Для многих россиян продукция из Поднебесной стала чуть ли не единственным вариантом покупки новой иномарки за адекватную по нынешним меркам цену. Но если с качеством, надежностью и доступностью запчастей наших «Лад» и УАЗов все понятно, то к продолжающим появляться в России китайским новинкам вопросов хоть отбавляй.
Авто Mail.ru спросил у экспертов и участников рынка, страховщиков, автодилеров и автосервисов, с какими трудностями могут столкнуться покупатели новых китайских авто в России. А также хватает ли сейчас дилерам китайских марок запчастей и расходников для обслуживания таких машин.
Страховка
Китайские автомобильные бренды продвигаются по российскому рынку широким уверенным шагом. Под них перепрофилируются дилеры и заводы, доля авто из Поднебесной растет в корпоративных парках, включая такси и каршеринг. Ввоз новых автомобилей в Россию продолжается, а возможность их заказа в производство сохраняется. Нет приостановления гарантийных обязательств, так как нет перебоев поставок запчастей. Все это делает «китайцев» привлекательными для массового сегмента и в том числе отражается на стоимости страховки таких автомобилей.
![Exeed VX President Limited Edition Exeed VX President Limited Edition](https://resizer.mail.ru/p/59d735c4-e85a-5385-8c17-1a0006c2d5ff/AQAB2PPLq8gLHtgD2z39gOJl4uPSYzkKyu6KD7YJLoOLSjqc7Q50D2nQGs3U42DjASQhT7BPXl3R-YF_yCXdkHbgBv8.jpg)
![Exeed VX President Limited Edition Exeed VX President Limited Edition](https://resizer.mail.ru/p/c5cd2613-aef8-54e7-a0bb-fc082948e3b2/AQABYs1ykQjSg0tK3mKGxADhjyeMS9uw0YKdRa-BrEfee3_VkmQoSXOxA1HDxY1nZc5HWBMekQTvrkkkLg-X0ka3u1Y.jpg)
![Exeed VX President Limited Edition Exeed VX President Limited Edition](https://resizer.mail.ru/p/376e3e14-968f-5e19-a03d-5342a52d6d5c/AQABIVjTw91fl9KQwXBsbZqYNettju7bdrp5mU1TGfyxBp4WHLS5rue82NcU9-yiK5ZPDUG2sWOoCN2XsZpuxuWKBsU.jpg)
![Exeed VX President Limited Edition Exeed VX President Limited Edition](https://resizer.mail.ru/p/41da7b08-0c68-54a5-a0ba-7d5c3e6c3e54/AQABFcMOx78FDD_5TU-ehFVPXCsWaTA0zkm5MSqy0WGuFEdZzCLhEeY83y6OrCaz-hjf8KUYI5owpDVSsg7PSFmD6Gc.jpg)
![Exeed VX President Limited Edition Exeed VX President Limited Edition](https://resizer.mail.ru/p/7aa75b87-887f-5f0d-8bd1-e561225acbba/AQABCWaeF5z9f5JWw-d0FE7Bi6WudSV6cKhyGnqlbmNwRBmKweU0DZcolUqdqb9LegW56wyOFXgaLi2h42LlXiAbIPw.jpg)
«Китайский автопром показал снижение стоимости каско на ряд моделей после всплеска цен весной прошлого года, — рассказал вице-президент по автострахованию компании “Ренессанс страхование” Сергей Демидов. — В частности, на некоторые модели Haval снижение составило до 15−20%. В первую очередь это произошло благодаря адекватному предложению запчастей. Для сравнения — средний рост стоимости каско за март 2022 — январь 2023 года по зарубежным и отечественным маркам составил 24%».
Наличие запчастей
«Надо отдать должное китайским автопроизводителям, тот же Haval хранит у себя на складах 95% запчастей, тогда как европейцы в свое время держали порядка 86%», — описал ситуацию с запчастями руководитель отдела по работе с импортерами «Газпромбанк Автолизинг» Александр Корнев. Слова эксперта подтвердили в российских офисах ведущих автомобильных брендов из Поднебесной. «Критических сложностей с поставками запчастей нет, а сервисный уровень центрального склада в России составляет 92%», — рассказали в пресс-службе Geely Motors.
«У АО “Чери Автомобили РУС” — дистрибьютора марок Chery, Exeed и Omoda — в России есть два центральных склада — в Московском регионе и в Красноярске, — пояснила Авто Mail.ru руководитель пресс-службы Евгения Никитена-Кацарская. — Там находится стратегический запас запчастей примерно на 3 месяца и расходников не меньше чем на полгода. Такие объемы были утверждены компанией еще в период пандемии, и она продолжает их поддерживать и по сей день. Кроме того, у дилеров есть свои запасы запчастей. И если у них что-то вдруг заканчивается, необходимые детали и расходники поставляются с центральных складов».
![Haval Dargo Haval Dargo](https://resizer.mail.ru/p/4aed0773-e0de-5716-bcb7-8d8b5d9430c2/AQABcYdhMi6UNp7CbKo72VhgJK-M3PkRMdwdLEBvyySAtzl0B1PGlI8Om0TE4z71N0p6LnXQBCgXCWDbShNB6C-qiyo.jpg)
![Haval Dargo Haval Dargo](https://resizer.mail.ru/p/01670351-4f35-5207-b628-d6e3b4ce3c28/AQABzY8xB7ymTGIFDhwv0hMA5nB3MEXgSy4gSIVV1ED-aYJUcDpzDsmVzyelm4HUqvYS-pUV0gJJaSyc8L4eVmt2W6Q.jpg)
![Haval Dargo Haval Dargo](https://resizer.mail.ru/p/e97aae51-e4d4-5718-8949-91c35f7147df/AQABqI2zqddZdFXlJj1V6Sr9gjs0IJaq25KacAq3AT7JzlO3zooj8yj8CGCwrnIT1mXnHv9zZbpxgS4doMMW63AIRYU.jpg)
![Haval Dargo Haval Dargo](https://resizer.mail.ru/p/6cebdddc-ba30-560c-be2c-c9e7addb237d/AQABKglKDcDCSUauBB0vyEJboW47Bs0ZrCZgEa9hNkTCKQifdL3x324iJeeiasQgGNuN60_CZQ3or1XTIec005u_8w0.jpg)
![Haval Dargo Haval Dargo](https://resizer.mail.ru/p/042716e0-99d0-5e33-8540-95a16afb273e/AQABjEfZ_gYdAqpicZ7k0XBJnjjShtEejNKIHdz1vMyVZ_B3rVa39aV8es1v6xUxkqTwiY58cRQAKtVEiq4M1G7XWEA.jpg)
Подбор запчастей
«Раньше проблемой считались сложности с подбором автозапчастей. Не было нормальных каталогов, да и сейчас не всегда найдутся, — поделился директор по развитию сети “Кореана” Михаил Мартынов. — Поэтому лучше выбирать китайские автомобили исходя из их распространенности. В тройке лидеров: Chery, Geely и Haval».
«При подборе запасных частей, помимо артикула и номера, также необходимо руководствоваться фотографиями отбираемого оборудования, поскольку мы не раз встречались с ситуацией, когда автомобиль в одной и той же комплектации, но произведенный в разных кварталах одного и того же года, имеет конструктивные особенности по тормозной системе и системе охлаждения», — рассказал директор компании «АРС-практик» Антон Лысков.
«В случае поломки карданного вала, владельцам китайских машин сейчас точно не стоит переживать о наличии запчастей. Оригинальных — в избытке, а если все-таки будут какие-то краткосрочные локальные перебои — эти комплектующие часто взаимозаменяемы с японскими деталями. Например, на Haval F7 в данный момент устанавливают крестовины GUT-23 под стопорные кольца японского производителя GMB, которые ранее устанавливали преимущественно только на Toyota Land Cruiser», — рассказал директор по развитию компании «КарданБаланс» Александр Приходько.
Гарантия и ремонт
«Последние несколько лет китайские автопроизводители налаживают процессы, связанные с поставкой автомобилей и запчастей в Россию. Обслуживание авто из Китая стало доступнее в нашей стране, — рассказали в пресс-службе ГК Автодом. — Китайские компании активно развивают представительскую сеть. Представители китайских брендов открыли в РФ единые склады запчастей и современные сервисные центры, где квалифицированные специалисты ремонтируют в том числе и сложные агрегаты».
![A54A9958.jpg A54A9958.jpg](https://resizer.mail.ru/p/ccf33497-d7c0-59da-8b8d-3adeaed5c0c4/AQABSxW4haGf5doMC6myv_GwmSqokymdTvOCBUhmrYs5xidLAhnwGCUwmwA7HKEJBXVXN3QDGz0xMClCrlVd2fHuGCc.jpg)
![A54A8425.jpg A54A8425.jpg](https://resizer.mail.ru/p/66c6d728-c97f-5e5b-b6d9-5fd63ac028fc/AQABJqoErzfv0T-bGhyIoKJLDSnkVZOJ4TfhrFBvhwivhvJBMs96hDtkJCfsoIs0gwYoE2rX0Xfguv36SQcGZ1ZqD9w.jpg)
![2022.10.10 - Geely_28631_light.jpg 2022.10.10 - Geely_28631_light.jpg](https://resizer.mail.ru/p/7e699f6b-577a-50b2-8703-cc3b666fdeb2/AQABOwTQtJRLGCEUVrOMtDLtS6bbbVaPR0ZsX0s6mqJlF0KbtnuPoN0X61sZWpKqlaH9UUC42OR7EDp24-h2J-Ug7BQ.jpg)
![A54A9561.jpg A54A9561.jpg](https://resizer.mail.ru/p/b6c37488-c77b-5491-9814-fe0c4af6acbd/AQABWa0QfaeN4_ZSkJZvSJ5lHWlUYnDdnaAx0vOKPgAgV6w1yS8HRc6Sv0JCmArj7hormpPECNxCOm5p4sFAWMS898k.jpg)
![_MG_8808.jpg _MG_8808.jpg](https://resizer.mail.ru/p/fb4f62f6-4a17-5587-bb07-9770b47e486a/AQABlel6FLGTu0v_zTfxx_nyBu0vqs7dcQ89GRv1T3_ww0wNcZ8Zv91rGN0XldAQXiEtqe0kcpZt5gHvRzTWrAoPusA.jpg)
Гарантийный срок на автомобили из Китая составляет от 3 до 7 лет. К примеру, марка Exeed предоставляет своим клиентам целых 7 лет гарантии или 200 000 км пробега. Периодичность плановых техобслуживаний у китайских авто — фиксирована по километражу. Владельцам автомобилей Chery и Geely посещать ТО необходимо после 10 тыс. км пробега, в среднем один раз в год. Для авто Haval периодичность техобслуживания — от 10 тыс. до 15 тыс. км, в зависимости от моделей и года выпуска.
О новинках и их «болячках»
«К сожалению или к счастью, но статистика поломок автомобиля у каждого бренда конфиденциальна, — рассказал директор по развитию и корпоративному управлению компании “Нижегородец” Алексей Макаров. — Однако так как я вижу сколько работы у инженеров по гарантии, могу сказать, что автомобили, произведенные в Китае, ломаются столько же, сколько автомобили японских и европейских брендов. Качество сборки и надежность агрегатов в них находится на очень высоком уровне».
Всегда есть небольшие риски при покупке абсолютно новой модели. Может обнаружиться «болячка», которую производитель старается сразу же устранить: либо по отзывной кампании, либо распространением бюллетеня о необходимости обращать внимание на работу элемента. Еще бывает так, что в первый месяц продаж не поступили в достаточном количестве кузовные элементы, но эти нюансы встречаются у всех брендов, добавил эксперт.
![](https://resizer.mail.ru/p/7963a916-640b-51c5-b418-34b94b5d61e1/AQABxNUK5HdG1nUC-wTG0TTNj8e9MTH-G5uvZGWf54tb7eDJR4HP-0dV8jnq_QVyiYYFeljPqsNxreYDlAY08y68MXY.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/d89db773-3ba4-5cf1-abde-2f58fadeb586/AQABiBB33Hxd9-uQ7qt5TCn83yZu95oYk6ZzCKBZTlqCG2B-T93Eyqe1O62OA94j1Y0jGsEOx0MA7My1alVx78GPpqQ.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/8e96c6cb-a34a-5f6e-a795-499a9893caf6/AQAB1qz1lJ13sONAQvkXZiAG-V8cEuq2tuRo5hB7RmP_HK8D1yl1hzo5bKBr-pkhptP9qptWJBbxOFLGWq6Vzq-RP_g.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/288c0774-3bad-5aa9-ba73-403ed1e1eb79/AQABFnmxTrysJj-8TzBOnCcMNfW2_ZjoNyC1eqGaGSn4Hw26-5CoNMkNBxlGULYJeG3U5tr2QMjfE3jPYrvz4evuO5c.jpg)
Главные проблемы
«Когда мы говорим о “болячках”, присущих китайским автомобилям, — мы подразумеваем машины бюджетного сегмента стоимостью до 3 млн рублей. Сейчас есть три основные проблемы, с которыми с большей вероятностью в 2023 году столкнутся покупатели автомобилей из Поднебесной, — рассказал директор по развитию “КарданБаланс” Александр Приходько. — Первая — коррозия. Несмотря на то, что китайские автопроизводители декларируют, что теперь все новые модели проходят полную оцинковку кузова, по факту агрессивная среда, суровый климат, и другие внешние факторы быстро приводят к повреждению лакокрасочного покрытия авто и неминуемо запускают коррозионный процесс».
«Вторая проблема — слишком нежная подвеска, часто не подходящая к нашим дорожным условиям. Это часть глобальной проблемы адаптации китайских автомобилей к российскому рынку. Одно дело если вы приобретаете авто для поездок внутри МКАД, другое — если эксплуатация в климатических условиях Сибири и Урала, особенно при регулярной езде по грунтовкам и разбитым дорогам. Она приводит к появлению усталостных трещин пружин, люфтов деталей и выходу из строя подвески уже на пробеге от 70−80 тыс км. Третья проблема — использование тонкого металла и деталей, не предназначенных к высоким поперечным нагрузкам и скручиванию. Так, самая частая проблема с карданными валами китайских авто — это деформация трубы кардана, и выход из строя одной или несколько его крестовин одновременно».
Мнения владельцев
Сейчас доля китайских машин на рынке, по данным Автокода, составляет более 20%. И если говорить о первых отзывах владельцев нового «китайца», то поначалу они будут положительными. Эти автомобили соответствуют заявленной цене, у них современный дизайн, хорошая вместительность и проходимость. Но русскому человеку «вместительное авто» также нужно для того, чтобы ездить на дачу, по лесам и за город. И здесь китайский автопром не до конца учитывает особенности нашего ландшафта, погоды и состояние дорог. Поэтому первый минус, на который обращают внимание владельцы нового внедорожника из Поднебесной — лакокрасочное покрытие.
![Omoda C5 Omoda C5](https://resizer.mail.ru/p/a623d38b-6275-56f6-9973-26165318fdb6/AQAB-0QPBD3Z9lwK1OyclJYfVSVSw8cvYTa9xcmwiUm6nnmdUDmAmk8Tnxw5YgwwDauC9DiRo0ifHmbzuPzlHDYCuQE.jpg)
![Omoda C5 Omoda C5](https://resizer.mail.ru/p/e94ce52e-e910-546f-a871-929f5357c281/AQAB01KsnXNepjjlmZTOlfbgptPetqsPpqiR-nrHHKFDzBUFiG6nZmN2EHjMQWcKJaYbFGk_l-UpQ8fU0h4CTKSWPSU.jpg)
![Omoda C5 Omoda C5](https://resizer.mail.ru/p/62b70bc1-1c1c-5d4f-bcff-4a8d0e316790/AQAB8IdEi32AIZiPWBuDM1LOvbWFEZNovHSDNBxB8caX7L4oPaM5BwBy4oAl34o_ogTZ4fkB9_I8Jv4Q6ZVu6tj2-vA.jpg)
![Omoda C5 Omoda C5](https://resizer.mail.ru/p/97426de0-3b00-592d-9c2c-e087b62e12cb/AQABRqNiBR0_NazjkXkGxZLW7UQp4osyhNqIy1HAj8Xa0H6zj0e5FjM_ksupZB367MZfP_8-B_k4YiuA49nrZf0T3V8.jpg)
![Omoda C5 Omoda C5](https://resizer.mail.ru/p/5ad8c6a7-6149-561a-9ef2-b6f360b6a034/AQABOdGapVdD1Ct2rnKWLq-QYS8gaCRKoibXcqAVF03nRJJ89fNTPd_XobUMQSbUegEQj5ciQbgiPxBZfImLvnKH-n4.jpg)
В первые несколько лет владения именно оно дает трещину (в прямом смысле слова), а вслед за «царапками» появляется и ржавчина. Поэтому профессионалы авторынка советуют дополнительно обрабатывать низ кузова и днища нового авто. Среди минусов «китайцев», клиенты «Автокода» также часто называют некачественную электронику. Ну и самое важное — это контрафактные запчасти, которые сейчас делают «в гараже на коленке» и продают неопытным владельцам, как лицензированные. Нужно тщательнее выбирать сервис и поставщика, а если есть возможность — до последнего обслуживаться у дилера или официального представителя.
![Haval Drago Haval Drago](https://resizer.mail.ru/p/67922170-ed41-572d-ad37-e8362aacb9b4/AQABkbQ0CGMDP-TVkJRAi0Mz4SREJmTH0swVURwUQdQV3my7HzvTUPSRvKKIj4c_K5xpNv2SfloHF7DKG1-XXs8lW-A.jpg)