В начале 2024 года компания Hyundai в лице подразделения Hyundai Mobis, которое занимается разработкой и производством комплектующих для сборки автомобилей, представила прототип Mobion с любопытной системой e-Corner. Система представляет собой комплекс модулей с колесами, которые включают тяговый электромотор, стойку подвески, тормозной и индивидуальный рулевой механизм.
Управление каждым модулем системы e-Corner осуществляется по проводам, то есть прямой механической связи руля с колесами нет. При этом угол поворота каждого из колес достигает 180 градусов!
На прототип установили четыре таких модуля — и они позволяют крутить автомобиль на месте, как танк на гусеничном ходу, разворачивать вокруг задней оси, перемещать его влево или вправо, как по рельсам, а также по диагонали.
Но, конечно, создатели добавляют, что пока это лишь опытный образец. А какие любопытные проекты предшествовали этому корейскому прототипу? Давайте разбираться!
Вам ехать или шашечки?
Поначалу может показаться, что это все глупости — крутить машину на месте, ездить по диагонали и так далее. Но только представьте, насколько проще стал бы процесс парковки на тесных стоянках и узких городских улочках?
Если бы машину можно было просто остановить параллельно свободному месту и боком «спрятать» ее в ряд с другими припаркованными автомобилями. А если можно было бы развернуться на месте в забитом дворе? Согласитесь, просто сказка.
Но сама по себе идея, мягко говоря, не нова. Первые так называемые полноуправляемые шасси появились больше ста лет назад — в начале двадцатого века их можно было встретить, к примеру, на тракторах и другой сельскохозяйственной технике.
Они позволяли увеличить маневренность больших машин, облегчая тем самым работу водителей: поворот задних колес в противоположную передним сторону заметно уменьшал диаметр разворота.
Полноуправляемые шасси в современной автоиндустрии
Развитие технологий в сфере легковой автопромышленности позволило инженерам вдохнуть жизнь в концепцию полноуправляемого шасси 4WS (four-wheel steering) — сорок лет назад внедрять такие системы в свои серийные модели принялись японские компании Honda (первой массовой моделью с системой 4WS является Honda Prelude), Mazda, Nissan, Toyota и Mitsubishi. Чуть позже к ним присоединились европейские и американские бренды, которые тоже начали предлагать автомобили с поворотными задними колесами.
Суть такова: если на небольшой скорости передние колеса поворачивали в одну сторону, то задние, чтобы сократить диаметр разворота, уводили корму в противоположном направлении. На высокой скорости они подруливали в ту же сторону, что и передние — это способствовало повышению стабильности автомобиля при движении по трассе. Правда, в обоих случаях задние колеса поворачивались на меньший угол, чем передние.
К началу 2000-х спрос на «полноуправляемость» упал, поэтому автопроизводители начали один за другим отказываться от дорогих систем 4WS. С тех пор они изредка появлялись на автомобилях в качестве экзотической опции, хотя в последние годы концепция начала обретать вторую жизнь — сейчас задние подруливающие механизмы все чаще можно встретить на моделях европейских брендов, в частности, на крупных дорогих кроссоверах, представительских седанах и суперкарах.
Новый поворот
Интерес к полноуправляемым шасси растет и во внедорожном сегменте. Отчасти это заслуга нового электрического «Хаммера», который американский концерн General Motors возродил в неожиданном формате под брендом GMC.
Новый GMC Hummer возвращается в двух ипостасях — первым создатели рассекретили пикап, а затем к нему присоединился более привычный (но тоже, разумеется, электрический) внедорожник с закрытым багажным отсеком и укороченной колесной базой.
Инженеры наделили электромобили рядом любопытных функций, а также теми самыми подруливающими механизмами на задней оси для пущей маневренности. Однако наибольший интерес у энтузиастов вызвал необычный режим CrabWalk — в этом случае все четыре колеса поворачиваются в одну сторону, позволяя «Хаммеру» на низкой скорости двигаться по диагонали подобно крабу (отсюда, собственно, и название). Правда, способности шасси у нового семейства по-прежнему ограничены относительно невысоким максимальным углом поворота колес.
Зато, в отличие от корейского прототипа с новой системой e-Corner, электрический Hummer уже успел стать серийным. Хотя есть шанс, что машины вскоре научатся по-настоящему крутиться на месте и ехать строго боком, поворачивая все четыре колеса на 90 градусов — кто знает, что там готовят инженеры концерна Hyundai?