История мирового автомобилестроения помнит самые разные материалы, которые в те или иные периоды эволюции легковых машин использовались при их разработке и изготовлении.
Многие автомобильные энтузиасты наверняка вспомнят немецкий Trabant, кузов которого был изготовлен из дуропласта. Или же американский суперкар Chevrolet Corvette, который в начале своей карьеры щеголял внешними кузовными панелями из стеклопластика.
То были серийные машины, расходившиеся серьезными тиражами, однако в качестве эксперимента автопроизводители нередко прибегали к использованию не менее интересных материалов, которые приходили в массовую автомобильную промышленность из автоспорта. В последние годы, например, особую популярность набирает карбон.
Гоночное наследие
Карбоном часто называют углепластик — полимерный композитный материал, представляющий собой сеть из углеволоконных нитей, склеенных эпоксидными смолами. Он объединяет в себе два очень важных качества, которые редко встречаются в одном материале: легкость и потрясающую прочность. Однако в то же время он, разумеется, является очень дорогим — поэтому при производстве он часто лишь дополняет уже существующие соединения в тех или иных конструкциях для пущей жесткости.
Благодаря своим уникальным свойствам углепластику находят самые разные применения в промышленности. Его используют в ракетно-космической и авиационной технике, при разработке и усилении железобетонных конструкций, в судостроении, при изготовлении медицинской техники, спортивного инвентаря, протезов, бытовой техники, гамма-детекторов и, конечно, в автомобильной индустрии.
Где искать карбон в автомобиле
Со временем углепластик, как и многие другие новшества автоспорта, перекочевал на гражданские машины. Однако по-настоящему широкое применение ему по-прежнему находят лишь в очень дорогих автомобилях, которые выпускают небольшими сериями.
Углепластиковые монококи (тип конструкции, в котором внешняя оболочка кузова является основным несущим элементом, вокруг которого построена вся машина) встречаются только у суперкаров, где особенно ценится сочетание высокой жесткости кузова и небольшой массы, хотя есть немало более доступных моделей, в которых тоже можно наткнуться на карбон.
В последнее время на новых машинах начали появляться даже колеса из углепластика, которые автопроизводители предлагают в качестве дорогой опции вместо кованых или обычных легкосплавных дисков. В салоне из карбона могут быть изготовлены каркасы кресел и, наконец, самые обычные вставки в интерьере, которые часто выполняют исключительно декоративные функции.
Практическое применение
Чуть больше десяти лет назад компания BMW представила седан M3 CRT (сокращение от Carbon Racing Technology): из углепластика у него были изготовлены капот, крыша, элементы воздухозаборника в переднем бампере, спинки передних сидений и спойлер на крышке багажника.
Снизить массу машины инженерам удалось только на 45 кг — при этом из-за существенной прибавки к цене (стоил такой седан аж 130 тысяч евро) тираж решили ограничить всего лишь 67 экземплярами.
В бюджетном сегменте первые шаги на пути к широкому внедрению углепластика автопроизводители начали делать совсем недавно — например, в 2019 году компания Hyundai представила облегченный хэтчбек i30 N Project C, который щеголял капотом, передним сплиттером, диффузором в заднем бампере, накладками на порогах, а также задниками спортивных кресел Sabelt из углепластика.
Правда, они позволили сбросить всего лишь пару десятков килограмм, а еще 22 кг помогли сэкономить 19-дюймовые кованые колеса фирмы OZ Racing. Заявленный тираж модели был ограничен 600 экземплярами, да и продавали эти машины только в Европе.
Если копируют — значит, признают
В дешевых машинах часто можно встретить варианты отделки салона, похожие на карбон — настолько этот материал становится известным и узнаваемым даже среди тех, кто далек от автоспорта. Бутафорские наклейки с рисунком, напоминающим структуру карбона, наносят на обыкновенную пластиковую переднюю панель или элементы центральной консоли, но при этом вес автомобиля они, разумеется, никак не снижают. Зато смотрится солидно — идеально для тех, кому важнее казаться, а не быть.
Еще помните времена, когда в сегменте дорогих машин были популярны акценты из натуральной древесины в интерьере? Спустя некоторое время отделка «под дерево» начала появляться даже на бюджетных моделях — а сейчас, когда мода и вкусы покупателей меняются, на смену ей пришел фальшивый углепластик. Правда, к понижению центра тяжести и реальному облегчению кузова отношения он, конечно, не имеет. Но чего только не сделаешь ради роста продаж, верно?