Официальной статистики правоприменения нет, но проведенный «Ъ» анализ публичных данных показывает, что массовой практика пока не стала: в рамках вступивших в силу поправок вынесено несколько десятков приговоров в стране, в основном за повторное пьяное вождение. Помимо легковых автомобилей, в пользу государства обращают и другие виды транспортных средств, среди которых «Газель», советский мотоцикл с коляской, электросамокат и даже самодельный вездеход.
Так называемый закон о конфискации автомобилей (поправки к УК, предложенные «Единой Россией»), напомним, вступил в силу 25 июля 2022 года. Согласно поправкам, машина может быть обращена в доход государства в случае, если водителя второй раз в течение года поймали за рулем пьяным (ст. 264.1 УК) либо он три раза за тот же срок выехал на встречку, превысил скорость на 60 км/ч или управлял транспортным средством, будучи лишенным прав за совершенные ранее грубые нарушения ПДД (ст. 264.2 и ст. 264.3 УК).
Официальных данных по правоприменительной практике пока нет: годовую статистику Судебный департамент при Верховном суде опубликует только весной. Но в картотеках судов, сообщениях региональных УМВД, ГИБДД и прокуратур, а также в ГАС «Правосудие» появились сообщения о конфискациях авто. «Ъ» в ходе анализа этих данных обнаружил более 50 приговоров или сообщений о них.
Так, уже в конце июля полицейские города Уяр (Красноярский край) после погони остановили ВАЗ-2114 без номеров: водитель был пьян, в мае его уже наказывали за нетрезвое вождение. Таким образом, он совершил преступление, предусмотренное ст. 264.1 УК, суд назначил ему в качестве наказания конфискацию машины и обязательные работы. Похожие приговоры выносили в Сахалинской, Волгоградской, Курской, Тюменской, Челябинской, Астраханской, Саратовской, Омской, Калининградской областях, Мордовии, Якутии, Карачаево-Черкесии, на Камчатке, в Пермском и Алтайском краях, Крыму, Приморье, ЯНАО, Бурятии, Удмуртии, Москве. В Йошкар-Оле в октябре за повторное пьяное вождение задержали женщину, которая после совершения преступления продала машину за 150 тыс. руб. Суд взыскал эти деньги в пользу государства вместо конфискации машины в соответствии со ст. 104.2 УК.
В Воронежской области один из судов обратил в собственность государства «Газель», в Бурятии — мотоцикл, в Мордовии — скутер, в Костромской области — мотоцикл «Иж Юпитер» с коляской, в Брянской области — советский мопед «Рига-13», в Ростовской области — электросамокат Kugoo. Водителей порой судят сразу по ряду статей, не только по 264.1. Один из судов Амурской области, например, вынес приговор пьяному водителю за нарушение ПДД и за незаконное хранение наркотиков: он перевозил марихуану на самодельном вездеходе в состоянии опьянения.
Отметим также решение Салаватского межрайонного суда Дагестана в отношении водителя, который ранее четыре раза наказывался за вождение в пьяном виде и в октябре 2022 года оказался за рулем нетрезвым пятый раз. Помимо конфискации водителю назначили 10 месяцев лишения свободы.
Апелляции по таким делам пока единичны. В декабре Судебная коллегия по уголовным делам ХМАО, рассматривая жалобу на приговор одному из водителей, отправила дело на новое рассмотрение. Адвокат жаловался: подсудимый — пенсионер со слабым здоровьем, которому нужно средство передвижения, в том числе для выполнения назначенных ему обязательных работ.
Лишь в Оренбургской области в сентябре конфискован мотоцикл Kawasaki у байкера, которого ранее в течение года дважды наказывали за выезд на встречку, в августе он третий раз совершил это же нарушение (таким образом, совершил преступление по части 1 ст. 264.2 УК).
За повторное превышение скорости на 60 км/ч решений, скорее всего, вообще не будет, считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. Это связано с тем, что в июле 2022 года глава МВД Владимир Колокольцев запретил ГИБДД применять ручные детекторы скорости, а по данным с автоматических камер нарушителям лишь присылают штраф на почту. Конфискация может остановить многих нарушителей, считает юрист Лев Воропаев. «Окружающие и знакомые побояться давать свою машину такому человеку, опасаясь, что в случае чего заберут и ее, — поясняет он.— Конфискация чужой машины, не принадлежащей преступнику, запрещена, но население правил не знает, а психология работает хорошо».
Дальнейшая судьба конфискованного транспортного средства описана в постановлении правительства № 1238 «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства», пояснили «Ъ» в Росимуществе. В ходе экспертизы устанавливается рыночная стоимость, после чего конфискат продается через электронный аукцион. Если спроса нет, цена выставленного на торги транспортного средства постепенно снижается на 30, 60 и 90%. «Вырученные от реализации конфискованного имущества денежные средства подлежат перечислению в бюджет Российской Федерации», — отметили в Росимуществе.
Иван Буранов