Видеокадры, когда машина на полном ходу врезается в остановившийся прямо на проезжей части другой автомобиль, довольно часто появляются в сети. Выглядит эффектно, но последствия зачастую печальны, особенно если на дорогу успели выйти люди. Обвиняют в произошедшем в основном зазевавшегося водителя. Чаще всего причина кроется в том, что он либо задремал, либо отвлекся на смартфон, навигатор или нечто подобное. Эти обстоятельства ни оправдательными, ни хотя бы смягчающими вину не признаются, поэтому ответственность приходится нести в полной мере. Как правило, вменяют нарушение требований пункта 10.1 Правил дорожного движения, обязывающего при возникновении опасности для движения затормозить и при необходимости остановиться.
Ситуации, когда машина сама не может съехать на обочину, крайне редки
Причин для незапланированной остановки может быть несколько. Авария, технеисправность, нездоровье водителя… Ну, а то, что в машину посередине дороги рано или поздно врежутся, не надо даже доказывать. Вопрос лишь времени и уровня мер предосторожности, которые принял водитель. Поговорим и о том, и о другом.
Начнем с банального, но в то же время беспроигрышного варианта: не надо останавливаться на проезжей части. Ну, а как, скажите, не останавливаться, если заглох мотор или спустило колесо? Очень просто! В большинстве случаев машина не «умирает» внезапно и бесповоротно. Заглох двигатель — инерции, как правило, хватает, чтобы съехать на обочину или хотя бы прижаться к правому краю проезжей части. Если не получилось, но машина имеет механическую коробку передач, то стартер и более-менее живой аккумулятор дадут возможность проехать несколько десятков метров до края дороги, чтобы уйти из-под удара.
Нет ничего более опасного, чем ставить запаску в левой полосе многополосной трассы, хотя на том же МКАД такое сплошь и рядом.
Да, есть риск «сжевать» дорогой баллон, но последствия удара сзади с ним точно не соизмеримы. Выбежала собака или обнаружилось другое препятствие (выбоина, упавший их грузовика впереди груз и тому подобное) — прежде, чем оттормаживаться в пол, взгляните в зеркало заднего вида. Если на вас несется фура, и нет уверенности, что ее водитель готов к экстренному торможению, возможно, безопаснее будет не сбавлять резко скорость, чем самому оказаться на ее месте.
Чтобы оформить документы о ДТП, совсем не обязательно стоять часами на дороге
Сложнее в ситуации, когда остановка связана с дорожно-транспортным происшествием. В общем случае Правила дорожного движения (пункт 2.5) требуют остановиться, включить «аварийку» и выставить предупреждающий треугольник, а уж затем заниматься документальным оформлением инцидента путем вызова сотрудников Госавтоинспекции или с помощью европротокола.
На самом деле есть много нюансов, о которых водители нередко забывают. Прежде всего, ДТП без погибших и пострадавших не требуют обязательного сообщения в полицию. Поэтому, если все ограничилось лишь повреждением транспортных средств, в полицию можно вообще не звонить и разойтись на месте. Если повреждения минимальны, водители зачастую предпочитают возмещать ущерб на месте, а то и вовсе разъехаться без претензий. Так вот, это не запрещено! Не верите — почитайте повнимательнее пункт 2.6.1 ПДД.
В ряде случаев (например, требование страховой компании по условиям договора каско, машина принадлежит юридическому лицу и тому подобное) документы все же нужны. Но те же ПДД дают возможность оформить их не только непосредственно на месте аварии, но и подъехать позже в подразделение Госавтоинспекции, обслуживающее этот участок дороги или улицы. Да, потребуется зафиксировать обстоятельства и обстановку на месте ДТП, но сделать это можно намного быстрее, чем дождаться прибытия экипажа ДПС. Хотя предварительно в полицию лучше позвонить и сообщить о своих планах. С вероятностью 99% вас поддержат.
Отдельно про институт европротокола, по которому выплату от страховой компании можно получить опять же без документов из полиции. Его условия: столкновение двух транспортных средств, автогражданская ответственность водителей каждого из которых застрахована. Условие об обязательном согласии в оценке обстоятельств аварии несколько лет назад кануло в Лету. Правда, при наличии противоречий максимальный размер выплаты составляет лишь 100 тысяч рублей вместо 400 тысяч при отсутствии взаимных претензий. В обоих случаях потребуется зафиксировать обстоятельства ДТП с помощью специального мобильного приложения, например, «Помощник ОСАГО» или «Госуслуги Авто», которые в диалоговом режиме подскажут, что нужно сделать.
Нахождение на месте ДТП: чем заметнее, тем лучше!
Тем не менее для оформления европротокола, равно как и составления бумаг для последующего визита в Госавтоинспекцию какое-то время машины все же вынуждены стоять посередине дороги, прежде чем водители смогут их отвести в безопасное место.
Нужно сделать обзорные снимки на камеру смартфона, из которых полиции и страховщикам должно быть понятно положение машин по отношению друг к другу и окружающим объектам. Как правило, для этого достаточно нескольких минут, но по факту гораздо больше времени уходит на то, чтобы разобраться с правилами пользования мобильным приложением или особенностями составления рукописной схемы ДТП. Поэтому лучше бы окунуться в эти нюансы заранее.
Если появление опасности возможно с двух сторон, воспользуйтесь треугольником второго участника. В крайнем случае придется задействовать подручные средства. Ну и вообще надо понимать, что чем лучше вы будете видны, тем выше шанс остаться целым и невредимым. Поэтому самим водителям, независимо от погоды и условий видимости, надо надеть светоотражающий жилет. В теории (опирающейся на пункт 2.3.4 ПДД) он тоже должен быть у каждого. И не забудьте выгнать пассажиров из салона и отвести их за пределы дороги.
Одно из самых распространенных заблуждений водителей — если убрать машину с места столкновения на обочину, накажут за оставление места ДТП. Опасение беспочвенно, ведь требование освободить проезжую часть следует из Правил дорожного движения, а водитель не ставит цель скрыться от полиции. Скорее, наоборот, оштрафуют того водителя, который не исполнил требование ПДД и не убрал машину к моменту прибытия экипажа ДПС.