Список популярных моделей-лидеров продаж по месяцам 2022 года получился разношерстным. Оно и понятно — бюджетный сегмент, можно сказать, опустел (чуть ли не единственной моделью дешевле 1 млн рублей, помимо трехдверной Нивы, осталась Лада Гранта), АвтоВАЗ занял более 40% рынка, а дилерские центры, которые еще вчера торговали машинами из Японии и Европы, захватили бесчисленные китайские кроссоверы. Как мы докатились до жизни такой?
Январь
В январе 2022 года бестселлером стало семейство седанов и хэтчбеков Kia Rio, второе и третье места заняли российские Vesta и Granta соответственно. Пятерку лидеров замыкали Hyundai Solaris и Creta, а в топ-10 также вошли Renault Duster, Toyota RAV4, Niva (статистика АЕБ объединяет результаты моделей Legend и Travel), Largus и Volkswagen Polo.
Из китайских машин отметились только Haval Jolion на 18-й строчке и Chery Tiggo 7 Pro, занявший 21-е место. Запомните этот список таким — рейтинг января был эталонным символом ушедшей эпохи, так как он преимущественно состоял из машин, которые занимали верхние строчки продаж на протяжении последних пяти лет.
Февраль
Короткий, но богатый на события февраль ознаменовал начало падения рубля и приостановку поставок импортных машин, однако спад продаж начался в самые последние дни месяца и на статистике почти не отразился. Более того, к Kia Rio присоединился соплатформенный седан Hyundai Solaris — вместе они заняли первые строчки февральского рейтинга.
Следом расположились Vesta, Granta и Hyundai Creta, вторая половина десятки бестселлеров состояла из тех же моделей, что и в январе: Renault Duster, внедорожники Lada Niva, Volkswagen Polo, Toyota RAV4 и Lada Largus. Haval Jolion переместился на 16-ю позицию.
Март
В марте российский рынок уже вовсю летел ко дну: продажи популярных моделей снизились на 30−70%. Уже тогда по итогам месяца на первом месте оказалась Granta, Vesta заполучила серебро, а семейство Kia Rio замкнуло тройку лидеров. Однако в целом первая десятка моделей рейтинга почти не изменилась — дилеры продолжали торговать запасами машин, которые успели ввезти ранее, а «китайцы» не пробились даже в первую двадцатку списка бестселлеров.
Зато УАЗ Patriot, который показал «только» −22% по сравнению с результатами марта 2021 года, неожиданно вырвался на 18-е место — конкуренты провалились еще сильнее. И для ульяновцев это большое событие, ведь продукция завода не так часто занимает высокие места в подобных рейтингах.
Апрель
Апрель ознаменовался еще более глубоким падением продаж и первым официальным объявлением об уходе с российского рынка, сделанное американским концерном General Motors — у нас он был представлен брендами Chevrolet и Cadillac. Подиум призеров в апрельском рейтинге заняли отечественные машины: Granta, Vesta и Niva (Legend и Travel). Solaris, Rio и Creta начали сдавать позиции, а Volkswagen Polo и вовсе потерял 88% продаж.
На 14-м месте неожиданно оказалась не пользовавшаяся большим спросом Lada XRAY, а УАЗ Patriot поднялся на 15-ю строчку. Китайские компании уже подняли цены на свои машины вслед за рынком, что слегка оттянуло начало бума продаж машин из Поднебесной, но уже тогда было понятно, что это лишь вопрос времени.
Май
В мае российский рынок показал антирекорд — на учет встало чуть более 27 тысяч новых автомобилей. «Китайцы» начали атаковать рынок: в конце весны дилеры конкурирующих марок торговали машинами преимущественно из иссякающих запасов, а машины из Поднебесной продолжали отгружать в прежнем режиме.
Как результат, Geely Coolray вырвался на 11-е место, Haval Jolion — на 13-е. При этом все модели из десятки лидеров показали падение от −71% до −88% по сравнению с маем 2021 года. Хотя прежний набор машин все еще сохранялся: за «Грантой» и «Вестой» расположились Kia Rio, Hyundai Creta, вазовские «Нивы», Hyundai Solaris, Lada Largus и Renault Duster. Также в майскую десятку бестселлеров попали Kia Sportage и Seltos.
Июнь
Июньская пятерка лидеров рынка еще более наглядно отражала положение дел: на пятом месте, следом за моделями Lada Granta, Lada Vesta, Kia Rio и Hyundai Creta оказался китайский кроссовер Haval Jolion, который обошел и «Нивы» с «Ларгусом», и Logan с «Солярисом». Geely Coolray не смог подняться выше 12-й строчки.
Однако именно в июне российский рынок оттолкнулся ото дна — в последующие месяцы продажи вновь начали понемногу набирать обороты. По большей части, конечно, благодаря китайским производителям, хотя АвтоВАЗ тоже внес свой вклад: именно в июне на конвейер вернулась лишенная подушек безопасности и АБС упрощенная Granta.
Июль
Это и позволило «Гранте» в июле более чем в полтора раза увеличить отрыв от «Весты», за которой с трудом свое третье место еще удерживала модель Kia Rio. Вплотную к тройке лидеров подошел Geely Coolray, который смог обойти и Solaris с «Кретой», и откатившийся на седьмую позицию Haval Jolion.
Замыкали десятку бестселлеров Chery Tiggo 7 Pro и Tiggo 4, а также Lada Largus. В том же июле выстрелила компания Geely: кроссоверы Atlas Pro и Tugella поднялись на 14-е и 16-е места соответственно. На 18-й строчке оказался большой паркетник Chery Tiggo 8 Pro, а на 24-е место пробился Exeed LX.
Август
Август запомнился двумя событиями: доля «Лады» на российском рынке достигла рекордных (за последние пятнадцать с лишним лет) 37%, а в пятерке лидеров продаж три строчки из пяти заняли китайские кроссоверы. Первое место по-прежнему занимала Granta, а вот Haval Jolion уже сместил «Весту» со второй строчки на третью. Но и там ей уже в спину дышали Geely Coolray и Chery Tiggo 7 Pro!
Корейские модели (Kia Rio, Hyundai Creta и Solaris) сползли во вторую половину десятки бестселлеров, которую замыкал Geely Atlas Pro. Далее по списку китайских машин тоже прибавилось: на 14-м месте Chery Tiggo 8 Pro, на 16-м — Geely Tugella. Дорогой Exeed TXL добрался до 17-й строчки, а на двадцатое место пробился Chery Tiggo 4.
Сентябрь
В сентябре восстановление рынка приостановилось — падение началось в двадцатых числах сентября, а в неделю с 26 сентября по 2 октября сбыт легковых автомобилей упал на 19% по сравнению с предыдущей неделей. В то же время клиенты автосалонов начали активно возвращать свежекупленные машины, что в свою очередь отразилось на статистике следующего месяца.
Что касается списка популярных моделей, то в сентябре на «Гранту» пришлось более 27% всех продаж по стране, однако за ней с большим отставанием расположились Chery Tiggo 7 Pro и Haval Jolion. Дефицитная Vesta опустилась на шестую позицию, а суммарно в списке из 25 сентябрьских бестселлеров китайские автомобили заняли уже десять строчек.
Октябрь
Октябрь вновь встряхнул российский рынок. Поток покупателей в дилерских центрах схлынул, АвтоВАЗ и китайские компании продолжили вытеснять снизивших активность до минимума конкурентов: на «Лады» пришлось без малого 40% сбыта, а на автомобили из Поднебесной — почти 30% всех продаж в России.
В первой десятке бестселлеров остались «Лады», Haval Jolion, кроссоверы Geely и Chery, а также показавший 87-процентное падение некогда популярный народный паркетник Hyundai Creta. Внедорожник УАЗ Patriot поднялся на 11-е место, а бывшие лидеры рынка в лице моделей Renault Logan, Volkswagen Polo, Hyundai Solaris и Kia Rio сползли во вторую десятку рейтинга — эти давно снятые с производства машины дилеры по-прежнему продавали из запасов.
Ноябрь
В ноябре рынок вновь вернулся к росту: доля АвтоВАЗа достигла 41%, хотя на конвейере по-прежнему оставались только простенькие «Гранты» и «Нивы». Из 25 автомобилей, которые в ноябре расходились самыми большими тиражами, всего лишь шесть моделей были не из России или Китая — это оставшиеся в дилерских запасах либо завезенные по каналам параллельного импорта Kia Sportage (12-е место), Hyundai Creta (14-е место), Kia Seltos (19-е место), Hyundai Tucson (20-е место), Renault Logan (22-е место) и Hyundai Solaris (25-е место).
При этом почти все остальные машины, за исключением удерживающей первое место «Гранты», откатившейся на седьмую строчку «Весты» и попавшего на 24-е место «Ларгуса», были кроссоверами и внедорожниками — других бюджетных «легковых» моделей на российском рынке попросту не осталось.
Декабрь и перспективы на следующий год
Конечно, официальная статистика декабря будет опубликована только в начале следующего года, однако нет никаких поводов сомневаться в том, что первое место по-прежнему будет занимать Lada Granta. Да и в первой десятке рейтинга, очевидно, останутся лишь отечественные да разномастные китайские машины. Европейские, японские и корейские компании пока не собираются возобновлять работу на российском рынке — предпосылок к их официальному возвращению пока не предвидится, а это значит, что китайская экспансия продолжится.
Параллельный импорт частично закрывает спрос на дорогие автомобили, которые с недавних пор привозят на продажу в том числе и официальные дилеры западных компаний, однако эти поставки оказывают минимальное влияние на статистику российского рынка. Ждать падения цен на новые машины, увы, тоже не приходится — с уменьшением числа игроков рынка снизилась и конкуренция, что оказалась на руку китайским компаниям. А по итогам всего 2022 года объем рынка составит примерно 620 тысяч машин против 1 млн 514 тысяч, проданных в 2021-м.