Январь 2022 года был последним полным месяцем «старого времени», когда проблемы российских автолюбителей еще не были связаны с острым дефицитом доступных моделей из-за прекращения поставок или отсутствием выбора на рынке новых легковых автомобилей — начинался этот год со ставшими привычными еще с начала пандемии дилерскими наценками на машины массового сегмента за бесполезное допоборудование, которые с конца февраля начали увеличиваться в несколько раз.
Побоявшихся остаться не у дел дилеров европейских, японских и американских брендов можно понять — официальные поставки этих машин в Россию остановились раньше, чем поставки корейских машин, поэтому ценники на такие модели в салонах в одночасье выросли сразу на несколько сотен тысяч, а иной раз и миллионов рублей. Сохранение цен на уровне начала года могло привести к тому, что рынок поглотил бы оставшиеся машины за несколько недель, оставив дилерские центры без автомобилей — и, соответственно, источников дохода до предполагаемого возобновления поставок.
Как оказалось, эта стратегия действительно помогла большинству дилерских центров оставаться на плаву, пока новые машины не начали попадать в страну по каналам параллельного импорта — те, кому позарез нужна была официально ввезенная еще до весны иномарка, могли ее купить в течение последующих нескольких месяцев (пусть и с существенной доплатой), а дилеры получили возможность выжить на проценты с редких продаж. Но те, кто планировал покупать недорогую машину в условиях ограниченного бюджета, увы, остались за бортом.
Чуть дольше сохранялась надежда на корейские автомобили — летом на калининградский Автотор даже привезли партию иностранных комплектующих для сборки кроссоверов Kia Sportage, а в начале осени в продажу поступили «официальные» седаны Kia K9. Впрочем, и то, и другое так и осталось разовой акцией — поступившие в продажу машины быстро раскупили, но поставки с тех пор так и не возобновили.
С отечественными машинами тоже не все было гладко: АвтоВАЗ не смог продолжить выпуск машин из-за нехватки иностранных компонентов, и производство забуксовало. Затем последовало экстренное упрощение машин с отказом от подушек безопасности, АБС и двигателей Евро-5, которое подхватил и УАЗ. Хотя в Ульяновске отказ от зарубежных комплектующих переживали практически без потерь, в отличие от вазовских площадок в Тольятти и Ижевске.
Даже Granta и Niva Legend на время сошли со сцены, однако высокий процент локализации этих моделей позволил довольно быстро вернуть их на конвейер. Чуть сложнее было вернуть внедорожник Niva Travel, а Largus и обновленная Vesta «зависли» еще весной — с тех пор их выпуск ненадолго возобновляли, но о полноценном перезапуске речи пока не идет. Впрочем, они в гамму отечественного бренда хотя бы вернутся, а вот XRAY уже окончательно отправлен в отставку.
Из-за проблем на заводах дилеры российских марок тоже начали испытывать нехватку машин, которая обострилась к началу лета. С тех пор объемы продаж удается поддерживать за счет упрощенных моделей, однако прежнего ассортимента пока не предвидится. И только продавцы китайских машин весь год не испытывали каких-либо серьезных проблем ни со сбытом, ни с поставками — из-за этого многие дилеры, которые совсем недавно продавали только дорогие европейские автомобили, к концу года переключились на «китайцев».