Продажи рухнули: каким был 2022 год для автомобильного рынка РФ

Что принес (и унес) уходящий год в условиях массового исхода западных автопроизводителей с российского рынка
Сергей Хлопунов
Читайте также

Январь 2022 года был последним полным месяцем «старого времени», когда проблемы российских автолюбителей еще не были связаны с острым дефицитом доступных моделей из-за прекращения поставок или отсутствием выбора на рынке новых легковых автомобилей — начинался этот год со ставшими привычными еще с начала пандемии дилерскими наценками на машины массового сегмента за бесполезное допоборудование, которые с конца февраля начали увеличиваться в несколько раз.

Побоявшихся остаться не у дел дилеров европейских, японских и американских брендов можно понять — официальные поставки этих машин в Россию остановились раньше, чем поставки корейских машин, поэтому ценники на такие модели в салонах в одночасье выросли сразу на несколько сотен тысяч, а иной раз и миллионов рублей. Сохранение цен на уровне начала года могло привести к тому, что рынок поглотил бы оставшиеся машины за несколько недель, оставив дилерские центры без автомобилей — и, соответственно, источников дохода до предполагаемого возобновления поставок.

Kia Sportage 2022
Kia Sportage 2022
Kia Sportage 2022
Kia Sportage 2022
Kia Sportage 2022
Kia K9
Kia K9
Kia K9
Kia K9
10фотографий

Как оказалось, эта стратегия действительно помогла большинству дилерских центров оставаться на плаву, пока новые машины не начали попадать в страну по каналам параллельного импорта — те, кому позарез нужна была официально ввезенная еще до весны иномарка, могли ее купить в течение последующих нескольких месяцев (пусть и с существенной доплатой), а дилеры получили возможность выжить на проценты с редких продаж. Но те, кто планировал покупать недорогую машину в условиях ограниченного бюджета, увы, остались за бортом.

Чуть дольше сохранялась надежда на корейские автомобили — летом на калининградский Автотор даже привезли партию иностранных комплектующих для сборки кроссоверов Kia Sportage, а в начале осени в продажу поступили «официальные» седаны Kia K9. Впрочем, и то, и другое так и осталось разовой акцией — поступившие в продажу машины быстро раскупили, но поставки с тех пор так и не возобновили.

С отечественными машинами тоже не все было гладко: АвтоВАЗ не смог продолжить выпуск машин из-за нехватки иностранных компонентов, и производство забуксовало. Затем последовало экстренное упрощение машин с отказом от подушек безопасности, АБС и двигателей Евро-5, которое подхватил и УАЗ. Хотя в Ульяновске отказ от зарубежных комплектующих переживали практически без потерь, в отличие от вазовских площадок в Тольятти и Ижевске.

Lada Xray Cross Instinct
Lada Xray Cross Instinct
Lada Xray Cross Instinct
Lada Xray Cross Instinct
13фотографий

Даже Granta и Niva Legend на время сошли со сцены, однако высокий процент локализации этих моделей позволил довольно быстро вернуть их на конвейер. Чуть сложнее было вернуть внедорожник Niva Travel, а Largus и обновленная Vesta «зависли» еще весной — с тех пор их выпуск ненадолго возобновляли, но о полноценном перезапуске речи пока не идет. Впрочем, они в гамму отечественного бренда хотя бы вернутся, а вот XRAY уже окончательно отправлен в отставку.

Из-за проблем на заводах дилеры российских марок тоже начали испытывать нехватку машин, которая обострилась к началу лета. С тех пор объемы продаж удается поддерживать за счет упрощенных моделей, однако прежнего ассортимента пока не предвидится. И только продавцы китайских машин весь год не испытывали каких-либо серьезных проблем ни со сбытом, ни с поставками — из-за этого многие дилеры, которые совсем недавно продавали только дорогие европейские автомобили, к концу года переключились на «китайцев».

Контент недоступен