Недавно мы решили опросить наших читателей, которые стали счастливыми обладателями новых автомобилей в уходящем году. 53% опрошенных приобрели себе новый автомобиль, 47% купили подержанный — из них каждый четвертый стал первым владельцем в РФ (12%), а остальные три четверти (35%) купили машину с пробегом по России. Суммарно в опросе приняли участие более 6 000 человек. Где и как россияне покупали автомобили в самом провальном с точки зрения статистики авторынка году за последние десятилетия?
У официального дилера
Новые машины (и подержанные без пробега по РФ) чаще покупали у официального дилера — так ими обзавелись 70% из числа опрошенных. Из них 25% покупателей успели приобрести автомобиль в январе-феврале, в течение остальных десяти месяцев 2022 года машины в официальных дилерских центрах покупали в три раза реже — на этот период пришлось 45% сделок.
Начиная с марта подавляющее большинство покупателей (более 94%) в официальных дилерских центрах выбирали обычные автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Однако весенний обвал массового сегмента российского автомобильного рынка в конце концов привел к увеличению доли дорогих электрифицированных моделей — без малого 4% опрошенных купили машину с гибридной силовой установкой, а на покупку настоящего электромобиля у «официалов» решились почти 2% проголосовавших.
Хотя такая прибавка, увы, объясняется отнюдь не взрывным ростом продаж гибридов и электричек, а катастрофическим падением объема сбыта ставших дефицитными обычных недорогих машин, на фоне которых мизерные объемы продаж дорогих «батарейных» моделей уже не кажутся такими мизерными. Словом, абсолютно нормальное явление для любого кризиса, которое в наше время можно довольно легко распознать по росту доли продаж электрифицированного транспорта на фоне традиционных моделей с ДВС.
Как и следовало ожидать, в лидеры выбились продолжающие работу на российском рынке автопроизводители из Поднебесной — на китайские машины, если верить результатам опроса, пришлось более 30% покупок в официальных дилерских центрах. 25% покупателей привлекли многочисленные бренды из Европы и еще столько же — из Южной Кореи. Японские машины у официальных дилеров выбрали только 15% опрошенных, а американские (3%) и узбекские (менее 1%) автомобили оказались в числе аутсайдеров.
У «серых» дилеров
Среди опрошенных немало и тех, кто при покупке новых и привезенных из-за границы подержанных машин обращался в неофициальные мультибрендовые автосалоны или пользовался услугами перегонщиков (либо привозил автомобиль самостоятельно) — в обход официальных дилерских центров обладателями своих машин в уходящем году стали 30% прошедших опрос посетителей сайта.
При этом почти 6% опрошенных пригоняли и покупали машины, привезенные из Беларуси, еще примерно столько же — из США. 1,5% сделок пришлось на «неофициальные» автомобили из Китая. Чуть более 1% машин прибыли к нам из Армении, и всего лишь 0,5% опрошенных привезли автомобиль из Узбекистана. На все остальные каналы поставок сослались более 11% проголосовавших.
В «серой» зоне рынка, которая буквально расцвела после того, как западные бренды начали один за другим сообщать о приостановке продаж или полноценном завершении работы в России, импортные гибриды и электромобили пользуются еще большим спросом — в уходящем году их выбрали 14% и 3% опрошенных соответственно из числа тех, кто не стал дожидаться возобновления официальных поставок. Классические автомобили с двигателями внутреннего сгорания тут тоже лидируют, но уже не столь уверенно: если верить результатам опроса, на традиционные модели без электрических довесков пришлось 83% неофициальных продаж.
К чему все идет?
Судя по тенденциям последних десяти месяцев, из числа иномарок, которые можно будет купить в официальных дилерских центрах с гарантией от производителя, львиная доля продаж будет приходиться на китайские машины. Оно и неудивительно, если учесть, что у дилеров других марок уже практически иссякли запасы завезенных до марта импортных автомобилей, равно как и выпущенных на российских заводах машин, собранных из иностранных комплектующих.
Параллельный импорт будет продолжать вносить свой скромный, но становящийся чуть более заметным вклад, однако вместе с ним будет расти и доля машин, ввезенных «серыми» продавцами по частным каналам — причем среди них существенно чаще будут встречаться гибриды и электромобили, в отличие от «неофициальных» моделей из Китая.
К сожалению, события трех прошедших лет лишь в очередной раз подтверждают, что автомобили в России никогда не дешевели. Поэтому нет никакого смысла откладывать покупку машины до лучших времен и ждать подходящего момента — есть риск, что он попросту не наступит. А если у вас в наличии уже есть относительно свежий автомобиль, то считайте, что вам очень и очень повезло — не жалейте денег на его качественное и своевременное обслуживание, и тогда он прослужит вам еще много лет.