Но что будет с машиной после таких приключений?
Задиры в моторе
Выезжать из сугроба утром гораздо опаснее, чем в него забираться вечером после продолжительной поездки по городским пробкам. После ночной стоянки автомобиль сильно охлаждается, масло стекает в картер и застывает, отчего любой холодный пуск превращается в стресс для техники. Особенно опасно, если температура ночью опускается ниже 10 градусов, из-за чего масло густеет и у него снижается характеристика прокачиваемости, то есть оно с трудом проходит через каналы смазки.
В итоге в первые секунды после запуска ощущается дефицит смазки, пока насос не прогонит густое масло через всю систему. В это время трущиеся детали подвержены повышенному износу, и автомобилю противопоказаны избыточные нагрузки.
Только при достижении маслом рабочей температуры и при прогревании антифриза до 50−60 градусов можно начинать буксовать. Однако подавляющее большинство водителей пытаются выехать из сугроба почти сразу, как заводят мотор. В лучшем случае они дают мотору поработать на холостых оборотах несколько минут, пока сметают снег с кузова автомобиля. А затем они садятся за руль и пытаются пробить дорожку через сугробы.
Для мотора это может закончиться повреждениями стенок цилиндров. Из-за неравномерного температурного расширения в первые секунды работы алюминиевые поршни могут перекашиваться, задевают юбками за стенки цилиндров и царапают их. Появляются повреждения, нарушающие герметичность колец, что в дальнейшем приводит к снижению компрессии мотора и неправильной работе цилиндра. Узнать о проблеме можно по сизому дыму, который начинает струиться из выхлопной трубы. Это значит, что масло из картера попадает через задиры в цилиндры и после сгорания выбрасывается в виде дыма в атмосферу. Это тревожный признак, потому как напоминает о скором выходе мотора из строя.
Особенно опасно буксование с холодным мотором для автомобилей с силуминовым напылением на стенках цилиндров. Избыточные нагрузки при недостаточном прогреве приводят к сколам силумина, что очень печально, потому как такие моторы неремонтопригодны. Особенно опасно, когда водитель начинает буксовать в течение первой минуты после запуска холодного мотора.
Задиры в вариаторе
Автоматическая коробка передач тоже плохо переносит нагрузки в непрогретом состоянии. У нее также есть насос, создающий необходимое давление трансмиссионного масла, благодаря чему обеспечивается нормальная работа гидроблока и гидротрансформатора. При непрогретом вязком масле при избыточном газе возникает концентрация напряжений в клапанах гидроблока и фрикционах, что влечет их повышенный износ.
Хуже всего переносит буксование в непрогретом состоянии вариатор. Проблемы возникают из-за того, что при загустевшем масле трансмиссия испытывает дефицит смазки в то время как шкивы при буксовании встают в крайние положения и раскручиваются до больших скоростей. При срабатывании дифференциала момент передается на колесо с меньшей загрузкой и даже при ровном газу вариатор изменяет передаточное отношение, чтобы увеличить скорость вращения колес.
Если в этот момент колесо дороется до твердой поверхности и зацепится за укатанный снег, то происходит сильный удар внутри трансмиссии, из-за чего металлический ремень проскальзывает на шкивах и в отсутствие обильной смазки прорезает небольшие канавки. В общем, появляются задиры., негативно сказывающиеся на работе трансмиссии.
Чтобы избежать задиров блок управления трансмиссией при низких температурах переводит вариатор в щадящей режим работы и держит шкивы в среднем положении, чтобы избежать концентрации нагрузок на одном из валов. Однако при активном буксовании на холодную это плохо помогает.
В общем, перед тем как начать активно выбираться из глубоких сугробов поутру, необходимо прогреть машину до рабочей температуры. На это уходит примерно 20 минут. За это время не помешает взять совковую лопату и прорыть в сугробе достаточный проезд для машины, чтобы не буксовать понапрасну.