Ошибки водителя
Бывает, что только из-за неправильного использования акселератора и неверного выбора передач потребление топлива растет на треть.
К примеру, если водитель будет подолгу удерживать мотор на повышенных оборотах и чередовать быстрые разгоны с резкими замедлениями, то потребление топлива будет в разы больше, чем при равномерном движении накатом. Даже простой автомобиль с 1,6-литровым мотором при спортивном стиле езды может потреблять 20−30 литров бензина на 100 км.
Правильное вождение может помочь существенно сэкономить на топливе. В первую очередь водитель должен стараться не поднимать стрелку тахометра выше 3000 тысяч оборотов, а прямолинейное движение и переключения скоростей осуществлять на 2000−2500 оборотов.
Для этого на машине с механической коробкой передач уже на 50 км/ч потребуется подключать высшую передачу и стараться плавно разгоняться и тормозить. Тогда потребление топлива приблизится к расчетным значениям, указанным в спецификациях к машине.
В целом, европейский цикл замеров потребления топлива предполагает плавный разгон до 100 км/ч примерно за 20 сек.
На автомобилях с автоматическими коробками передач экономить проще. Там за водителя все действия выполняет автоматика. От человека требуется лишь отказаться от активных разгонов и передвигаться плавно без рывков.
В этом случае у обычного 4-цилиндрового агрегата будет потребление в районе 8 л в городском цикле и около 6−7 л в загородном цикле.
Поездки зимой
Нужно быть готовым к тому, что зимой потребление топлива возрастает из-за роста сопротивления зимних шин и из-за общего сопротивления поверхности дороги. Если поездки совершаются по мягкому снежному накату или в слякоть, то требуется больше энергии для преодоления сопротивления, из-за чего приходится сильнее жать на газ.
Прогревание в морозы
Еще одна причина — это низкая температура воздуха. В холода и заморозки автомобиль начинает больше потреблять топлива, потому как холодный пуск всегда связан с изменением пропорций смеси. Чем морознее погода, тем больше топлива нужно для эффективного запуска мотора.
Затем, по мере прогревания, электронный впрыск корректирует пропорции смеси и до идеальных значений. Но в первые минуты после холодного старта автомобиль потребляет больше топлива, потому как смесь переобогащена.
В этом нет ничего удивительного, и по мере прогревания мотора инжектор будет корректировать соотношение воздуха и топлива для получения идеальной стехиометрической смеси.
Стехиометрическая смесь
Инжектор автомобиля управляется электроникой и действует по несколькими алгоритмам, зависящим от входной информации с датчиков. Для активной езды под высокими нагрузками или для холостых оборотов готовится идеальная смесь, которая получила название стехиометрической.
Дело в том, что бензин или солярка не могут сгорать без поступления воздуха. Кислород является окислителем и его количество напрямую влияет как на температуру горения, так и на время горения.
Если есть небольшой избыток воздуха, то смесь вспыхивает быстрее и горит при более высокой температуре, что нежелательно для мотора, так как есть риск образования нагара. Если количество воздуха будет далее нарастать, а бензина уменьшаться, то мотор начнет работать с перебоями. Такую смесь называют обедненной.
Если же наблюдается недостаток воздуха и избыток бензина, то топливо сгорает с меньшим выделением энергии и тепла, отчего топливо может оставлять вредные продукты сгорания, которые затем догорают в каталитическом нейтрализаторе или загрязняют цилиндры серными отложениями.
Идеальные пропорции
Стехиометрическая смесь — это такая смесь, при которой обеспечивается полное сгорание топлива без появления побочных продуктов, исходя из расчетной температуры и времени горения. В идеальных условиях она приближается к пропорции 14,7 / 1.
То есть для эффективного сгорания одной части бензина требуется 14,7 частей воздуха. Однако идеальные условия наблюдаются не всегда, отчего смесь постоянно корректируется в зависимости от условий, нагрузок и температуры.
Повреждения электронных датчиков
Отвечают за данные блока управления двигателем (ЭБУ) несколько датчиков, без которых невозможно представить исправную работу инжектора. Воздух всасывается в систему извне, пропускается через фильтр и попадает во впуск. На его пути стоит датчик массового расхода воздуха (MAF) и температуры, которые позволяют оценить плотность воздуха и количество кислорода.
Следующим в системе стоит датчик угла открытия дроссельной заслонки, а за ним датчик давления во впускном коллекторе. ЭБУ пользуется поступающей информацией и сопоставляет ее с данными датчика вращения коленвала, который фиксирует обороты моторы и нагрузку.
Исходя из всего этого инжектор корректирует смесь.
Если один из датчиков начинает давать ложные данные, то система опрашивает электронику и выявляет код ошибки, после чего загорается предупреждение на панели приборов Check Engine. В этом случае электроника переводит систему впрыска на усредненную программу, из-за чего потребление топлива может увеличиваться.
Старые свечи или катушки зажигания
Неисправности системы зажигания тоже сказываются на потреблении. Старые свечи, как и неисправные катушки могут вызывать пропуски в цилиндрах, из-за чего мощность мотора падает и водителю приходится повышать обороты, чтобы побороть возникающие вибрации. Поэтому, если мотор «троит», то жди роста расхода бензина.
Повреждения системы выпуска
Если в машине забит каталитический нейтрализатор или есть повреждения на трубах, замят глушитель или банка резонатора, то расход тоже возрастает. В этом случае нарушается отток выхлопных газов, который снижают мощность двигателя и водителю приходится давить на газ, чтобы заставить автомобиль ехать бодрее.
Продиагностировать эти повреждения можно с помощью манометра, который измеряет противодавление в выхлопе. Его устанавливают вместо первого лямбда-зонда. Противодавление даже на больших оборотах двигателя не должно превышать 0,3 бара.
Некачественный или грязный воздушный фильтр
Автомобиль подъедает бензин и из-за обыкновенного воздушного фильтра. Сейчас на рынке достаточно некачественной продукции. Пропускная способность ячеек фильтра может быть неудовлетворительной, из-за чего необходимое количество воздуха не попадает в систему впуска.
Кроме того, фильтр может банально загрязниться. Если водитель эксплуатировал машину летом в условиях высокой запыленности, то в фильтре скапливается мелкодисперсный песок, тополиный пух, пыльца и прочая грязь.
Зимой добавляется химическая пленка из солей, которая превращает мусор в непреодолимую корку. И если водитель вовремя не поменяет фильтр, то двигатель будет испытывать дефицит воздуха, из-за чего потребление топлива будет расти.
Детонации в двигателе
Еще одной причиной резкого роста потребления являются детонации в моторе. Эти процессы возникают из-за низкооктанового топлива, на которое не рассчитан двигатель. Однако многие водители вместо дорогого АИ-95 стараются заливать дешевый АИ-92. В итоге, под нагрузкой внутри камер сгорания возникают разрушительные процессы.
Детонации это процесс преждевременного воспламенения топлива, когда поршень еще не достиг верхней мертвой точки. Сжимаемая поршнем смесь может взорваться без искры от свечи из-за нарастания давления и роста температуры.
Причем точка воспламенения может находиться сбоку облака или даже в нескольких местах. Тогда внутри камеры сгорания идут разнонаправленные волны, которые пересекаются и вызывают колебания поршня и его резкое торможение. Юбка поршня бьется по стенкам цилиндра, вызывая царапины и мелкие задиры, из-за чего слышится звон в двигателе.
Если водитель не будет обращать на них внимания и продолжит давить на газ, то мощность автомобиля резко снизится, а двигатель начнет работать с перебоями. Чем сильнее детонации, тем выше температура в камерах сгорания. Возникает риск оплавления части поршня, пригорания клапанов и залегания колец. Все это оборачивается серьезным ремонтом.
Поломка датчика детонаций
Детонации могут возникать не только из-за низкооктанового бензина, но и из-за поломки датчика детонаций. Современные автомобили изначально проектируются на дорогой сорт топлива. Как правило, это АИ-98.
Затем в блок управления двигателем закладываются программы, которые при первых позывах к неравномерным вспышкам корректируют угол зажигания и не дают мотору выйти на разрушительные режимы работы. Мощность мотора при этом снижается.
Однако при повреждении датчика настройки опускаются до усредненных значений, при которых детонации пресекаются, но потребление топлива растет.
Утечки бензина
Повышение расхода топлива может быть и из-за банальных механических повреждений. К примеру прохудился топливный шланг, и бензин вытекает на асфальт. Утечки бензина могут быть как внутри моторного отсека, так и в районе топливного насоса. В обоих случаях ощущается сильный запах топлива.
Подтормаживание колес
Перерасход вызывает повреждение тормозных механизмов. Если подклинивают задние барабаны, соскочила пружина или закис тросик ручника, то колодки начинают тереться о барабан и подтормаживают машину. Водитель ощущает замедление и борется с ним при помощи педали газа.
В этом случае барабаны будут разогреваться, и тепло пойдет в колесные диски. Если после поездки задние колеса необычно теплые, то причина в тормозах. Если колодка подклинивает с одной стороны, то будет ощущаться увод машины в сторону.
Перерасход возникает и из-за полуспущенных покрышек. Если колеса потеряли половину давления, то пятно контакта увеличивается, из-за чего растет и сила сопротивления качению. Потребление может вырасти на пару литров.
Заключение
В целом, рост потребления топлива это настолько многогранный процесс, что разобраться в нем без диагностического оборудования трудно. Благо сейчас продаются портативные устройства, которые могут работать вместе со смартфоном и подключаются к центральной шине автомобиля. С их помощью можно провести предварительную диагностику транспортного средства и его оборудования.