ЗИС-101
В начале тридцатых годов ленинградский завод «Красный путиловец» завершил производство трактора «Фордзон-Путиловец» и бросил силы на разработку большой, мощной и выносливой модели. В отсутствие опыта проектирования подобной техники советские инженеры взяли за основу сложный и прогрессивный Buick 32−90.
Он приготовил массу открытий чудных нашим специалистам, но освоение замысловатой конструкции успешно состоялось. Предприятие построило шесть прототипов Л-1 («Ленинград-1») и даже хотело запустить полномасштабную сборку, но этому не суждено было случиться.
По одной из версий, директор ЗИСа Иван Алексеевич Лихачев (до 1956 года ЗИЛ носил название «1-й государственный автомобильный завод имени Иосифа Виссарионовича Сталина») настоял на том, что машина должна выпускаться в столице, где для этого есть все необходимое.
Да и вопрос престижа, знаете ли… Впрочем, труды ленинградцев не пропали даром — наработки по Л-1 частично легли в основу ЗИС-101 (1936−1941 годов).
Правда, здесь есть большое «но»: «сто первый» не являлся аналогом Buick 32−90, а имел ряд отличий. Например, рядная «восьмерка» принципиально повторяла американскую за вычетом увеличенного с 5,7 до 5,76 литра рабочим объемом. Салон лишь напоминал оригинал. Рама ЗИСа тоже своя, с усиливающей X-образной вставкой в центре.
ЗИС-110
Наследник «101-го» родился в 1945 году и создавался с пристальным взглядом на Packard 180: разрабатывать флагмана в период войны, не имея перед глазами образец для подражания, было чрезвычайно непросто, и, кроме того, Сталин являлся поклонником штатовской марки.
Шестиметровый линкор походил на «Паккард» очертаниями и салоном, унаследовал его неслыханную для советской продукции независимую переднюю подвеску на пружинах и со стабилизатором поперечной устойчивости. Агрегатированный с трехступенчатой «механикой» рядный восьмицилиндровый двигатель объемом 6,0 литров чуть больше, чем у прообраза и при этом слабее (140 л.с. против 160−165 л.с.).
Для «отца народов» и членов Политбюро выпущено 56 экземпляров модификации ЗИС-115 — на вид «сто десятый», а в действительности сейф на колесах. Основой является уникальная бронекапсула (днище сварено из 3-миллиметровой танковой стальной брони) со стеклами общим весом немногим менее 300 килограмм.
ЗИМ (ГАЗ-12)
ЗИС-110 обладал неоспоримым стилем и шармом. Он олицетворял власть. Тем временем горьковское творение 1950−1959 годов символизировало прогресс. Влияние американского дизайна, конечно же, очевидно, но ЗИМ не копировал ни одну модель из-за океана.
Нетипичный для больших седанов тех лет несущий кузов появился не от хорошей жизни. У газовцев имелся 3,48-литровый рядный шестицилиндровый мотор мощностью 90 л.с., явно недостаточной для рамной громадины длиной далеко за пять метров.
Кстати, по этой причине не стали выпускать кабриолет: в противном случае пришлось бы серьезно усиливать кузов и вносить в конструкцию массу изменений. Другое интересное новшество — гидромуфта, смягчавшая удары и рывки при грубой работе со сцеплением и обеспечивающая высокую плавность трогания с места. По передней подвеске ГАЗ-12 очень похож на «Победу». Выпущено 21 527 экземпляров.
ЗИЛ-111
Это не «этнический янки» и не ГАЗ-13 «Чайка», хотя сходство очевидно и объясняется оно тем, что над этими двумя машинами работал дизайнер Лев Еремеев. «Зилок» появился под занавес пятидесятых, когда так называемый аэрокосмический стиль с богатым хромированным декором и хвостовыми плавниками был на пике.
За модным стайлингом стояли вполне американские решения. В частности, двухступенчатый «автомат» с кнопочным управлением подсмотрели у Chrysler. V-образная «восьмерка» (6,0 литров, 200 л.с.) тоже вызывал устойчивые ассоциации с крайслеровским 5,8-литровым двигателем.
ЗИЛ-111 производился мизерными тиражами: с 1958 по 1967 год собрали 112 штук, в то время как предшествующих ЗИС-110 свыше двух тысяч. Тем не менее, лимузин неоднократно обновлялся. Модификация 111А первой среди советских автомобилей комплектовалась кондиционером. Вариант «Г» (1962−1967 годов) не давала спутать с ранними версиями четырехфарная передняя часть и видоизмененная корма.
ЗИЛ-114
Рано или поздно в Советском Союзе должен был появиться представительский седан ЗИЛ, созданный фактически с чистого листа и без «плагиата». Им стал строгий сумрачный «114» на новой раме закрытого сечения без центральной X-образной секции. «Сто четырнадцатый» получил 7,0-литровый мотор V8 мощностью 300 л.с.
Сперва он агрегатировался с прежним двухступенчатым «автоматом», а затем с трехступенчатой автоматической КП с напольным селектором вместо кнопочного блока. Продольные торсионы в передней подвеске позволили добиться высокой плавности хода.
Дисковые тормоза на обеих осях — впервые на советском автомобиле! Размеры традиционно грандиозные, от носа до хвоста у этого корабля 6,3 метра.
ЗИЛ-114 собирали с 1967 по 1978 год в разных вариациях. Среди них укороченный «117-й» длиной 5,7 метра.