История обогревателей
Подогрев пола царского лимузина
Первая печка в машине появилась в 1907 году, когда автомобиль получил закрытый кузов. Часть выхлопных газов отводилась в радиатор под полом салона. Включалась печка небольшим рычагом, который открывал и закрывал заслонки теплообменника.
Вентилятора у печки не было, из-за чего эффективность обогрева была не на высоте. Такой обогреватель устанавливался на Delaunay Belleville из гаража императора Николая II.
Система была небезопасной, так как горячие газы могли попасть в салон авто через поврежденный радиатор печки. Кроме того горячие газы иногда приводили к воспламенению деревянного кузова.
Обогрев через выхлопной коллектор
Более эффективная схема обогрева салона появилась в 1929 году на автомобилях Ford Model A. Она включала в себя теплообменник на выпускном коллекторе мотора и гибкие трубы. Вентилятор прогонял воздух через радиатор теплообменника и закачивал его в салон.
Система была менее пожароопасной и не несла опасности удушья, однако ее эффективность была не на высоте, хотя и спасала водителя и пассажиров от холода.
Использовать для обогрева печки рабочую жидкость из системы охлаждения было трудно, так как не все автомобили тогда имели помпу, а вода циркулировала в системе за счет конвекции.
Системы отопления, использующие в качестве нагревателя выхлопной коллектор применялись вплоть до 70-х годов прошлого века на автомобилях с двигателями воздушного охлаждения, в том числе на немецком «Жуке» и на отечественном «Запорожце».
Как работает жидкостная печка авто?
Жидкостные отопители появились в конце 30-х годов. Они использовали в качестве нагревателя воду, которая прокачивалась насосом по системе охлаждения. Тепло подавалось в салон с помощью вентилятора, который нагнетал поток воздуха через отопитель печки.
Причем поток воздуха перераспределялся в салоне с помощью разных воздуховодов и заслонок, а температура воздуха регулировалась за счет смешивания с холодным потоком, который закачивался вентилятором снаружи кузова.
В 1950 году аналогичные системы с вентиляцией и обогревом внедрил General Motors для всех своих моделей.
Современные печки действуют по тому же принципу, хоть и получили более совершенное управление. Теперь за распределение воздушных потоков отвечает автоматика, а за формирование температуры отвечает не только радиатор, но и кондиционер.
Основные причины отказа работы печки
Не нагревается охлаждающая жидкость
Печка может перестать радовать владельцев по нескольким причинам. Некоторые из них даже нельзя называть неисправностями. У многих современных иномарок двигатели имеют высокий КПД, отчего теплоотдача у них заметно ниже, чем у старых карбюраторных 1,6-литровых агрегатов на ВАЗах.
Поэтому в холода у современных моторов есть трудности с быстрым прогреванием на холостых оборотах. Приходится ждать в морозы по 10−15 минут, пока из дефлекторов пойдет теплый воздух.
В первые дни холодов водители беспокоятся насчет своей климатической установки, ищут неисправности, которых нет. После прогревания исправная автомобильная печка хорошо работает даже в сильные морозы.
Впрочем, с этой особенностью современных двигателей (низкой теплоотдачей) инженеры справляются установкой дополнительных электроотопителей — они уже много лет используются в машинах с дизелями или малообъемными бензиновыми турбомоторами. Как правило, электропечками комплектуются автомобили для рынков с холодным климатом.
Неисправность термостата
Если же печка не наполняет салон теплом и после 15-минутного прогревочного вояжа по улицам, то стоит обратить внимание на технику. Печка может плохо работать из-за закисшего термостата, регулирующего поток охлаждающей жидкости по двум контурам системы охлаждения.
Потребуется около 15 минут чтобы догнать стрелку термометра до первого деления, а до рабочей температуры в морозы мотор может доходить минут тридцать. Антифриз остается холодным или слегка теплым. Соответственно все это время печка не может дуть теплым воздухом, чего недостаточно для нагревания салона.
Ездить с поврежденным термостатом зимой нельзя, так как ресурс двигателя напрямую зависит от его рабочей температуры. Замена термостата — процедура сравнительно недорогая и может быть выполнена в любой мастерской.
Засор радиатора отопителя
Необходимо проверить, равномерно ли идет поток воздуха из дефлекторов. Бывает, что с левой стороны водителя струится теплый поток воздуха, а с правой стороны пассажира дефлекторы дуют холодом. Переключение режимов работы не помогает, как и изменение скорости вращения вентилятора. Скорее всего засорился радиатор печки.
Такое бывает, если антифриз служит более семи лет. Внутри системы образуется накипь, которая скапливается в тонких патрубках печки и перекрывает ход рабочей жидкости.
Конструкция радиатора печки такова, что его каналы слишком тонки и скопившаяся грязь или продукты разложения пластика могут забить проходы. Тогда горячая жидкость циркулирует только по малому кругу радиатора. А так как воздух для правой стороны салона проходит через соты правой части радиатора, то поток остается холодным.
Замена радиатора процедура дорогостоящая и непростая из-за трудоемкого процесса разборки «торпеды» и центральной консоли. Особенно тщательно и аккуратно необходимо относиться к сборке панелей салона, так как при неправильной сборке обязательно появляются перекосы, обломы креплений или неплотные примыкания панелей, что приводит к дребезжаниям, поскрипываниям и прочим посторонним звукам во время езды.
Поломка сервопривода заслонки
Разная температура потока воздуха справа и слева может возникать еще и из-за нарушений работы заслонок. Правда, бывает это только на автомобилях, в которых установлена климатическая установка с раздельным формированием микроклимата для водителя и переднего пассажира.
Бывает, что крепеж заслонки ломается, и она соскакивает со шкива, из-за чего привод не может сдвинуть ее с места. В этом случае автоматическое управление срабатывает, но соскочившее крепление не позволяет заслонке вернуться на свое место. Иногда при скачках напряжения перегорает моторчик, вращающий заслонку.
Засор фильтра салона или воздуховода
Бывают и вовсе комичные случаи, связанные с плохой работой печки. На вторичном рынке попадаются авто, у которых несколько лет не менялся салонный фильтр. За это время он настолько сильно забился листвой, пылью, тополиным пухом, насекомыми и прочим мусором, что в воздуховоде образовалась пробка, и воздух перестал проходить в салон. Печка не может прокачать поток сквозь мусор и перестает дуть совсем.
Воздушная пробка в радиаторе
Подобный эффект возникает и в результате появления в радиаторе воздушной пробки. Она образуется при смене антифриза. Во время заливки антифриза из трубок радиатора выходит не весь воздух, отчего образуется область повышенного давления, препятствующая доступу жидкости. Воздушную пробку приходится выгонять.
Как это делается на каждой конкретной модели, можно почитать на форумах или посмотреть в youtube. Чаще всего авто ставится на уклон передней частью вверх, при холодном двигателе откручивается крышка расширительного бачка, и двигатель прогревается на холостых оборотах до включения термостата и активации вентилятора охлаждения главного радиатора.
Затем потребуется надеть защитные перчатки и качать резиновые магистрали системы охлаждения, как грушу, чтобы создать перепады давления в системе, помогающие при работающей помпе прогонять жидкость по трубам. Эту операцию нужно выполнять до тех пор, пока воздушная пробка не выйдет в расширительный бачок. В этом случае уровень жидкости немного понизится.
Износ крыльчатки помпы
Плохая работа печки зависит и от износившегося жидкостного насоса, то есть помпы.
В состав помпы входит крыльчатка, которая качает жидкость. Если залить в расширительный бачок неправильный антифриз, не предназначенный для данной конструкции системы охлаждения автомобиля, или даже старый советский тосол, то жди беды.
Охлаждающая жидкость может разъедать уплотнители и размывает смазку в подшипниках, из-за чего они быстро выходят из строя. Появляются люфты, посторонние звуки, вибрации.
На некоторых насосах лопасти помпы изготавливаются из пластика. Неправильный тосол их тоже может разъедать, площадь лопаток сокращается, что приводит к снижению давления, и скорость циркуляции жидкости падает.
Тогда теплоноситель застаивается, и печка работает хуже, чем прежде. Это опасный симптом, потому как из-за простаивания антифриза могут возникать локальные перегревы и закипания жидкости.
Чтобы проверить помпу необходимо открыть капот, надеть перчатки и зажать рукой верхний патрубок, идущий от радиатора. Если помпа исправна, будет ощущаться создаваемое насосом давление охлаждающей жидкости. Ладонь будет чувствовать пульсацию крыльчатки насоса.
Если шланг продавливается и не сопротивляется, то необходимо осмотреть насос. Если на нем видны подтеки антифриза, то пора покупать новый.
Неполадки с вентилятором
Трудности в работе печки могут возникать из-за неработающего вентилятора. Это происходит вследствие поломки подшипников или блока управления вентилятором салона. Перегоревший транзистор может вызывать нестабильную работу вентилятора или полное его выключение.
А поломку подшипника можно определить по свистящим посторонним звукам. Иногда из-за скачков напряжения может перегореть предохранитель или даже управляющее реле.
Куда сложнее искать причину перебоев работы вентилятора в климат-контроле. Автоматика управляет всеми заслонками и вентилятором, используя десятки комбинаций их режимов. Поэтому проще искать причину с помощью специального диагностического оборудования.
Почему не работает печка в машине?
Автомобильная печка скрыта в недрах центральной консоли и даже небольшая неисправность влечет за собой дорогостоящий ремонт, связанный с разборкой «торпеды».
Поэтому при первых симптомах неисправностей лучше всего обращаться к квалифицированным мастерам, специализирующихся на ремонте климатических установок в авто и способных выполнить работы качественно.