Гибрид легковушки и внедорожника — это отнюдь не порождение современного мира. Первые попытки и эксперименты датируются еще довоенным периодом, причем дело было не на Западе, а в Советском Союзе!
Вообще интересных и при этом не очень известных широким массам предков кроссоверов у нас хватает. Хотя, конечно, считать их паркетниками в привычном понимании практически невозможно. Они и по лесам-полям проедут, и овраги штурмом возьмут.
ГАЗ-61
В 1938 году заводское конструкторское бюро под началом знаменитого советского специалиста по вездеходам Виталия Андреевича Грачева представило фактически первый отечественный легковой полноприводник, построенный по наиболее логичному и наименее затратному пути.
Комфортабельный ГАЗ-11−73 укомплектовали 3,5-литровым рядным шестицилиндровым двигателем мощностью 85 л.с. и, что самое главное, подключаемым передним мостом, но без «понижайки».
С одной стороны унификация упростила задачу. С другой — автомобилю «мешал» высокий центр тяжести, а длинная колесная база ограничивала свойства на пересеченной местности.
Тем не менее, его собирали малыми партиями в первой половине сороковых годов в разных вариантах, включая даже легкий артиллерийский тягач. Частным владельцам ГАЗ-61 не продавались и, как правило, служили в армии. Известно, что на них ездили маршалы Георгий Константинович Жуков и Константин Константинович Рокоссовский.
ГАЗ-М-72
ГАЗ-М-20 «Победа» тоже сгодилась для трансформации в автомобиль двойного назначения. В середине пятидесятых годов, спустя почти десять лет после запуска производства, появилась модификация с агрегатами внедорожника ГАЗ-69, сильно повлиявшими на исходную конструкцию.
Передний неразрезной мост на рессорах и раздаточная коробка вынудили применить новую подмоторную раму, а также убрать поперечный усилитель кузова и тоннель карданного вала, компенсировав их многочисленными усиливающими элементами для лонжеронов, пола, стоек и крыши.
Кросс- «Победа» с демультипликатором, дорожным просветом 210 мм и «зубастыми» шинами на дисках диаметром 16 дюймов не боялась распутицы. Комфортабельный гибрид легковушки и сурового «проходимца» оценили бы водители по всей стране, но опробовать М-72 смогли немногие. С 1955 по 1957 год выпущено всего 4677 штук.
ГАЗ-24−95
В семидесятые годы Горьковскому обкому КПСС страсть как захотелось легковушку с серьезной проходимостью. Команда инженеров, судя по всему, схватилась за голову и, очевидно, не раз делала это по мере превращения ГАЗ-24 в вездеход.
Неосведомленному зрителю может показаться, что сращивание волговского кузова с трансмиссией «уазика» — это элементарная задача, и с ней справятся даже гаражные мастера. На деле все вышло иначе, машина рождалась непросто.
Например, раздатку пришлось устанавливать отдельно от коробки передач УАЗ-469 и связать их промежуточным валом ради того, чтобы карданные валы были одинаковой длины. Интересен передний неразрезной мост из газовских и ульяновских компонентов с кулачковыми механизмами повышенного трения вместо шестерней.
Доработанная «Волга» стала выше на 110 мм и тяжелее на 90 кг. Двигатель тот же, что и у обычной ГАЗ-24 — 2,4-литровый мощностью 98 л.с. В целом она получилась всепролазной, но шумной и вибронагруженной. Было собрано всего пять экземпляров.
«Москвич-410/410Н» и «Москвич-411»
В пятидесятые годы столичный завод разработал настоящий вездеход «Москвич-415», так и не ставший серийным. Зато повезло седану «410» на основе модели «402».
Полный привод с раздаточной коробкой, неразрезные мосты, экстремально увеличенный дорожный просвет (220 мм под картерами мостов) и шины для оффроуда превратили городскую четырехдверку в серьезное оружие, способное преодолевать броды глубиной до 0,3 метра и крутые подъемы.
Как и в случае с ГАЗами, есть множество невидимых глазу апгрейдов. В их числе усиление кузова и измененные передаточные числа коробки передач для повышения тяговых возможностей.
Автомобиль выпускался с 1957 по 1958 год и затем передал эстафету «Москвичу-410Н», родственнику заднеприводного «407». Из улучшений измененное передаточное отношение главной пары.
Пожалуй, самый интересным в линейке был универсал «Москвич-411» на базе «423Н» с более прочным кузовом. Произведено 1515 штук, в то время как седанов — свыше десяти тысяч.
Lada Tarzan
В новейшей истории занимательные образцы тоже имеются. О «Ниве», некогда поразившей мир несущим кузовом и постоянным полным приводом, все знают.
А как насчет «Тарзана» 1997−2003 годов от компании «Лада-Консул», одичавшего симбиоза кузова ВАЗ-2108 или 2109, практически всей начинки ВАЗ-2121 и рамы? В разработке участвовал НТЦ ОПП АвтоВАЗа и дизайнерская фирма DECON.
Tarzan-2 1999−2006 годов приготовлен по аналогичному рецепту с той лишь разницей, что коробка передач, раздаточная коробка и подвеска «Нивы» адаптированы к Lada-2111 и Lada-2112.