Самые дорогие автомобили в мире

Оказывается, трата денег на автомобиль — не самое худшее финансовое решение, если знать, что покупать

Бытует мнение, что покупка дорогого автомобиля — это далеко не самая удачная инвестиция. Новые машины теряют в цене около 15−20% сразу после выезда из салона, причем особенно быстро дешевеют автомобили премиум-класса. Страна сборки и регион исторического происхождения бренда тоже вносят свои коррективы: например, итальянские машины в среднем дешевеют быстрее автомобилей из Японии, да что уж там — даже одни и те же модели, выпущенные на разных континентах, на вторичном рынке нередко предлагают в разных ценовых диапазонах.

На определенном жизненном этапе автомобиля потеря его стоимости в абсолютных значениях начинает снижаться, но в процентном соотношении падение цены чаще всего сохраняется на одном уровне. Однако в периоды сильной инфляции машины с возрастом могут не просто практически не терять в цене, а становиться дороже! Причем в течение последних нескольких лет такая тенденция наблюдается не только на российском рынке — увы, подобный феномен сейчас происходит во многих странах Европы и в США.

Но не будем углубляться в экономическую составляющую — не переживи мы за последние пару лет сразу несколько глобальных потрясений, цены на подержанные машины рано или поздно все-таки начали бы снижаться. Ведь так?

Читайте также
Tiffany the Tiny Home
Жизнь в дороге: подборка самых необычных домов на колесах
Семь по-настоящему уютных жилых прицепов, с которыми можно объехать весь мир

На самом деле, это утверждение справедливо для большинства старых машин, но далеко не для всех. Некоторые модели, выпущенные малым тиражом и со временем получившие статус культовых машин, могут сильно просесть в стоимости, достигнув ценового минимума в возрасте 15−20 лет, а затем редкие ухоженные экземпляры вновь начинают дорожать. В исключительных случаях цены на такие машины могут начать расти еще раньше — к примеру, если снятая с производства желанная, но дорогая модель была последней в своем роде, которая предлагала, допустим, редкое сочетание экзотического двигателя V10, механической коробки передач и привода на заднюю ось.

Получается, для того чтобы автомобиль стал хорошим вложением денег, должны совпасть десятки, если не сотни специфических факторов — и уж коли новые машины даже с нынешними ценами в большинстве своем начинают дешеветь сразу после покупки, то смотреть надо в сторону признанной автомобильной классики. Тем более что первые места в рейтингах самых дорогих машин в мире занимают именно винтажные модели, которые продолжают ставить все новые и новые рекорды на аукционах. А много ли среди них современных новинок? Как выясняется, нет — в мировой топ-10 попала всего лишь одна. Что за машины входят в этот рейтинг? И какая модель является самым дорогим автомобилем в мире на 2022 год? Делайте ваши ставки, господа!

10. Duesenberg SSJ

Единственный американский автомобиль в десятке самых дорогих машин мира — Duesenberg SSJ 1935 года, один из двух когда-либо построенных. На его цену повлияло огромное множество факторов: это сочетание короткобазного кузова и мощного компрессорного семилитрового рядного восьмицилиндрового двигателя, который выдавал около 400 л.с., это уникальный кузов, над которым работала компания LaGrande. Это, в конце концов, прозрачная история владения: почти 90 лет назад еще новым его покупал знаменитый актер Гэри Купер, и с тех пор автомобиль успел сменить лишь двух владельцев перед продажей на аукционе в 2018 году. Впечатляет!

Duesenberg SSJ
Duesenberg SSJ
Duesenberg SSJ
Duesenberg SSJ

На аукционе ухоженный, не испорченный реставрацией оригинальный экземпляр вызвал настоящий ажиотаж. При начальной цене лота в 10 миллионов долларов Duesenberg SSJ сошел с молотка аж за 22 миллиона долларов! К слову, другой SSJ тоже принадлежал знаменитому актеру — в 1936 году покупателем второго экземпляра стал Кларк Гейбл. Говорят, они с Купером даже гонялись между собой на этих машинах по голливудским холмам…

9. Aston Martin DBR1

Девятое место в общем зачете занимает Aston Martin DBR1 1956 года — пять лет назад на аукционе RM Sotheby’s в калифорнийском Монтерее этот гоночный автомобиль купили за 22,5 миллиона долларов. Во второй половине пятидесятых британская компания Aston Martin собрала только пять таких машин, и этот экземпляр первым увидел свет. Любопытно, что изначально под капотом этого DBR1 стоял рядный шестицилиндровый двигатель объемом 2,5 литра, однако уже через год после дебюта его заменили на более крупный трехлитровый агрегат, который принес ему победу на немецком Нюрбургринге в 1959 году.

Aston Martin DBR1
Источник: SOTHEBY'S

К слову, за рулем тогда был знаменитый гонщик сэр Стирлинг Мосс — и этот факт тоже добавляет автомобилю исторической значимости. Интересно, как изменилась бы стоимость этого DBR1 сегодня, не одержи он тогда победу?

8. Ferrari 275 GTB/C Speciale

Несмотря на то, что современные итальянские автомобили принято считать относительно ненадежными и при этом дорогими в обслуживании, из-за чего на вторичном рынке они дешевеют быстрее конкурентов, в десятке самых дорогих машин в мире именно они занимают большинство позиций. Вот и Ferrari 275 GTB/C Speciale 1964 года на том же аукционе RM Sotheby’s восемь лет назад произвела фурор. Эта машина — один из трех омологационных экземпляров, построенных в Маранелло на рубеже 1964−1965 годов.

1964 Ferrari 275 GTB/C Speciale by Scaglietti
Источник: SOTHEBY'S

Под капотом скрывается мотор V12 объемом 3,3 литра, который выдает порядка 300 л.с., над дизайном кузова трудились специалисты ателье Pininfarina, а созданием легких кузовных панелей занималась фирма Scaglietti. Ну, а поводом для их постройки послужила сертификация гоночной модели на базе 275 GTB, которую готовили для схватки со знаменитыми Ford GT40 и Shelby Cobra Daytona — по правилам, компании требовалось построить партию «серийных» машин, чтобы заветный трековый экземпляр был допущен к заездам. Не в последнюю очередь из-за такой истории создания в 2014 году на аукционе за этот 275 GTB/C Speciale отдали 26,4 миллиона долларов.

7. Ferrari 275 GTB/4S NART Spider

Этот автомобиль 1967 года выпуска обосновался в списке самых дорогих машин мира еще в далеком 2013 году — тогда на аукционе RM Sotheby’s он ушел с молотка за 27,5 миллиона долларов, став самым дорогим лотом, который купили на мероприятии этого аукционного дома. Как и предыдущий автомобиль, занимающий в нашем списке восьмое место, это тоже Ferrari — причем все та же модель с индексом 275! Правда, у нее история совсем другая, вдобавок прославленная другой машиной.

1964 Ferrari 275 GTB/C Speciale by Scaglietti
1964 Ferrari 275 GTB/C Speciale by Scaglietti
1964 Ferrari 275 GTB/C Speciale by Scaglietti
1964 Ferrari 275 GTB/C Speciale by Scaglietti
1964 Ferrari 275 GTB/C Speciale by Scaglietti

Всемирную известность этой серии принес первый экземпляр из партии десяти выпущенных моделей 275 GTB/4S — спайдер желтого цвета, который участвовал в гонке «12 часов Себринга». Впоследствии та машина была перекрашена в красный, после чего она засветилась в оригинальном фильме «Афера Томаса Крауна» со Стивом Маккуином в главной роли. То есть дорожной, «гражданской» Ferrari (пусть и с приставкой NART, которая в данном случае все равно не имела прямого отношения к одноименной американской автоспортивной команде) в свое время довелось не только принять участие в гонках, но и сняться в кино! А удачно проданный в 2013 году экземпляр всю свою жизнь провел в семье первого владельца, который ездил на ней до самой смерти в 2007 году. Новым владельцем стал небезызвестный коллекционер Лоуренс Стролл, глава и совладелец «формульной» команды Aston Martin.

6. Rolls-Royce Boat Tail

Единственный современный автомобиль, который попал в десятку самых дорогих машин мира — без малого шестиметровый (5,8 метра от носа до кормы, если быть точным) кабриолет Rolls-Royce Boat Tail. Причем в рейтинг он пробился не вполне официально: дело в том, что учрежденное специально для постройки эксклюзивных автомобилей на заказ подразделение Rolls-Royce Coachbuild формально так и не раскрыло цену на Boat Tail, однако авторитетные источники утверждают, что покупатель одного из всего лишь трех построенных экземпляров отдал за него 28 миллионов долларов. То есть по стоимости этот огромный кабриолет обошел не только Rolls-Royce Sweptail 2017 года выпуска (его цена достигала аж 13 миллионов долларов), но и новенький Bugatti La Voiture Noire, который так и не успел стать номером один среди самых дорогих серийных автомобилей в мире — если гиперкар на базе относительно массового Bugatti Chiron вообще можно назвать серийным. А ведь полностью готовый для передачи заказчику автомобиль ценой 13,4 миллиона долларов в компании показали всего через неделю после Boat Tail! Совсем чуть-чуть не успели.

ROLLS-ROYCE ‘BOAT TAIL’
ROLLS-ROYCE ‘BOAT TAIL’
ROLLS-ROYCE ‘BOAT TAIL’
ROLLS-ROYCE ‘BOAT TAIL’
ROLLS-ROYCE ‘BOAT TAIL’

Донором для модели Rolls-Royce Boat Tail стал снятый с производства еще в 2016 году кабриолет Phantom Drophead Coupe, хотя отличий от исходника у него очень много: на разработку машины инженеры потратили целых четыре года, и в результате Boat Tail имеет 1813 оригинальных деталей. Только на переделку каркаса кузова и изготовление новых алюминиевых панелей ушло восемь месяцев! Хотя вся техническая начинка от Фантома осталась нетронутой: под капотом установлены атмосферник V12 объемом 6,75 л и шестиступенчатый «автомат». Словом, дьявол кроется в деталях.

5. Ferrari 290 MM

Опять Ferrari! На этот раз — гоночная модель 290 ММ. Зашифрованное в буквы «ММ» название Mille Miglia (это гонка на выносливость по дорогам общественного пользования, которую проводили в Италии с 1927 по 1957 год) недвусмысленно намекает на историю создания модели. В 1956 году свет увидели всего четыре таких машины с 320-сильными моторами V12 объемом 3,5 литра — и это при 880 кг (!) сухой массы автомобиля — причем одна из них была изготовлена на базе уже выпущенной ранее Ferrari 860 Monza. Но на что только не шли итальянцы ради побед в автоспорте…

Ferrari 290 MM
Ferrari 290 MM
Ferrari 290 MM
Ferrari 290 MM
6фотографий

Ставший в 2015 году звездой аукциона RM Sotheby’s автомобиль примечателен не только тем, что за его рулем в той самой гонке Mille Miglia участвовал знаменитый аргентинец Хуан Мануэль Фанхио — ведь тогда, в 1956-м, он добрался до финиша четвертым. В богатом гоночном портфолио автомобиля также были заезды с участием Альфонсо де Портаго, Кена Уортона, Фила Хилла и Оливье Жандебьена, но в 1964 году автомобиль отправился в частную коллекцию, где его и хранили вплоть до 2015-го.

У машины сохранился оригинальный кузов, трансмиссия и коробка передач — неудивительно, что новый владелец отдал за машину аж 28,05 миллиона долларов! Причем на тот момент она находилась в тройке самых дорогих машин мира, обновив предыдущий рекорд аукционного дома RM Sotheby’s. К слову, еще одна Ferrari 290 MM засветилась в 2018 году, но рекорд трехлетней давности она побить не смогла: ее продали за 22 миллиона долларов.

4. Mercedes-Benz W196

Как ни странно, на четвертом месте оказался автомобиль не из Италии и даже не из Великобритании. Этот Mercedes-Benz W196 — еще одна гоночная машина, история которой связана с Хуаном Мануэлем Фанхио и сэром Стирлингом Моссом. Дебютировавшая в 1954-м модель участвовала в двенадцати гонках Формулы-1, причем на ее счету оказалось целых девять побед! Не в последнюю очередь благодаря двигателю: рядная восьмерка объемом 2,5 литра выдавала безумные по тем временам 257 л.с.

Mercedes-Benz W196
Mercedes-Benz W196
Mercedes-Benz W196
Mercedes-Benz W196
Mercedes-Benz W196
14

К разработке автомобиля приложил руку Рудольф Уленхаут — знаменитый инженер (это имя, к слову, мы сегодня еще будем вспоминать), работавший над мерседесовскими «Серебряными стрелами», которые стали предвестниками дожившей до наших дней «гражданской» SL-серии. Но особую ценность автомобилю придает его аутентичное состояние: у невосстановленного оригинального экземпляра, который в 2013 году привезли на Фестиваль скорости в Гудвуде, на кузове остались следы еще с тех самых гоночных времен: характерные пятна, легкий слой трековой грязи и пара небольших «боевых» вмятин только увеличили ценность машины. Итог закономерен — 29,6 миллиона долларов и достойное четвертое место в нашей подборке.

3. Ferrari 335 Sport

Впереди нас ждут еще два представителя именитого итальянского бренда. История создания Ferrari 335 Sport во многом похожа на сюжет Ferrari 290 MM: эта гоночная модель тоже была выпущена лишь в четырех экземплярах, один из которых был изготовлен на базе другой машины — на сей раз основой послужила гоночная Ferrari 315 Sport. Под капотом у модели с индексом 335 Sport был установлен еще более мощный, чем у 290 ММ, двигатель V12 — мотор объемом 4,0 литра развивал 390 л.с. на 7400 оборотах в минуту. Максимальная скорость машины (подумать только!) 1957 года выпуска достигала 300 км/ч, а над легким кузовом работала фирма Scaglietti.

Ferrari 335 Sport
Ferrari 335 Sport
Ferrari 335 Sport
Ferrari 335 Sport
6фотографий

Как и следовало ожидать, история этой модели стала еще более насыщенной. Но, увы, в ней были не только яркие победы. Печальным эпизодом в гоночной карьере Ferrari 335 Sport стала трагедия на гонке Mille Miglia: на длинном участке прямой дороги одна из шин автомобиля, за рулем которого находился Альфонсо де Портаго, взорвалась на большой скорости. Гонщик не справился с машиной и улетел в толпу зрителей. Авария унесла жизнь самого-де Портаго, его напарника Эдмунда Нельсона и десяти зрителей.

Цена зрелищности и риска была слишком высока: из-за инцидента 1957-й стал последним годом для гонки Mille Miglia, после чего в списке техтребований мирового гоночного чемпионата ввели ограничение на объемы двигателей: не более трех литров. А одна из оставшихся трех машин в 2016 году сошла с молотка парижского аукциона за 35,7 миллиона долларов.

2. Ferrari 250 GTO

Бронзу в мировом рейтинге удерживает потрясающая Ferrari 250 GTO — в 2014 году это был самый дорогой автомобиль из когда-либо проданных на аукционе! Любопытно, что, в отличие от большинства машин в нашем списке, 250 GTO была выпущена относительно большим тиражом — 39 автомобилей. Первая партия машин включала 36 автомобилей, еще три машины с другими кузовами были построены позже. Однако руководство компании Ferrari решило не изменять себе: четыре машины из тех первых 36 впоследствии были переделаны, поэтому им тоже достались более современные кузова от поздних 250 GTO. Но выпущенную в 1962 году машину с серийным номером 3851GT эта судьба миновала — до наших дней она дожила в первозданном виде с оригинальным трехлитровым мотором V12.

Ferrari 250 GTO
Ferrari 250 GTO
Ferrari 250 GTO

Ferrari 250 GTO довольно долго удерживала свой статус самого дорогого автомобиля в мире — рекордная цена (38,1 миллиона долларов) держалась целых четыре года. До тех пор, пока в 2018 году уже за 48,4 миллиона долларов с молотка не сошла… Другая Ferrari 250 GTO! Экземпляр с серийным номером 3413GT был одним из тех самых четырех автомобилей, которые перенесли заводскую конверсию, получив новый кузов от модели второй серии. Он был, можно сказать, с самого начала обречен на успех как минимум потому, что организаторы аукциона RM Sotheby’s в Монтерее установили высокую начальную цену лота — 35 миллионов долларов! Торги, в которых принимали участие всего три человека, завершились через десять минут, за которые цена лота поднялась на 13 миллионов долларов.

Ferrari 250 GTO
Источник: Ferrari

Но и этот автомобиль не является самым дорогим 250 GTO в мире! Все потому, что серебристый экземпляр с серийным номером 4153GT был куплен в 2018 году за 70 миллионов долларов в рамках стандартной частной сделки, установив тем самым рекорд, который держался до мая 2022 года. Но самый дорогой автомобиль наших дней обошел его, перекрыв результат почти в два раза!

Ferrari 250 GTO
Источник: Ferrari

1. Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe

135 миллионов евро. Именно столько пять месяцев назад неназванный частный покупатель отдал за Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe 1955 года. Еще не забыли про Рудольфа Уленхаута? Да, этот автомобиль — тоже его рук дело. В компании Daimler-Benz построили лишь две таких машины: модель на основе вышеупомянутого формульного Мерседеса W196 с рядным трехлитровым двигателем на восемь цилиндров и модифицированным кузовом серийной модели 300 SL («крыло чайки») должна была стать первой в серии гоночных Мерседесов следующего поколения. Планы изменились после страшной трагедии на гонке в Ле-Мане 1955 года, в которой погибли гонщик Пьер Левег и 83 зрителя: компания Daimler-Benz ушла из автоспорта, не успев опробовать новые машины в деле.

Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe
Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe
Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe
Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe

Первая машина с синим салоном отправилась в музей компании в Штутгарте (она хранится там и по сей день), а вторую в личное пользование забрал себе сам Уленхаут, на которой он ездил по общественным дорогам — да-да, на машине массой меньше тонны с 302-сильным мотором под капотом! Впрочем, он использовал машину в том числе и для испытаний экспериментальных новых агрегатов, а со временем тоже сдал ее в музей. Именно этот экземпляр с красным салоном весной после закрытого аукциона Mercedes-Benz и передал нынешнему владельцу, причем вырученные за него 135 миллионов евро компания направила в фонд, который спонсирует университеты и школы по всему миру.