Гид по Якутии — самому холодному региону России

Жемчужина Крайнего Севера знаменита не только своими природными ресурсами. Что нужно знать о Якутии?

Республика Саха (Якутия) — регион поистине уникальный! Это не только самый крупный сегмент Российской Федерации, по площади Якутия превосходит… Аргентину (8-я страна по этому показателю в мире) и лишь немного уступает Индии. При этом население составляет всего миллион человек из-за сурового климата и огромных расстояний между городами. Как местные жители справляются с этими условиями?

Главное — подготовка

Резко континентальный климат известен своими огромными перепадами температур — между летом и зимой перепады достигают 80 градусов! В отдельных районах Якутии зимой может быть до −60 (неофициальным рекордом считается −71,2 градуса на Полюсе холода в Оймяконе), а −40 вообще считается нормальной температурой, при которой даже не отменяют занятия в школах, а люди спокойно ходят на работу и по делам.

Оймякон
Источник: Фотобанк Лори

Разумеется, местные жители прекрасно знают, что нужно надевать при таких температурах: гуляют в теплых унтах, шубах, пуховиках и рукавицах. Налажен и процесс подготовки автомобилей — сервисы предлагают специфические операции, которые в новинку обитателям средней полосы.

Первым делом нужно поменять антифриз на специальный, так называемый «арктический», который не замерзает до −70 градусов («обычная» жидкость, которую заливают в машины на заводе, рассчитана на температуры до −40). То же самое проделывают с «тормозухой». Моторное масло меняют на менее вязкое, а в шины вставляют камеры, чтобы задубевшая на морозе резина не пропускала воздух.

Дальше утепляют двигатель — либо специальными «одеялами», которые продаются в магазинах, либо изготавливают чехлы из войлока. Радиаторы защищают от потока набегающего воздуха специальными «масками» на переднюю часть автомобиля, либо просто экранами из теплоизолирующих материалов.

А самая интересная «доработка» — это приклеивание… второго лобового стекла! Через стекла идут большие потери тепла, поэтому приходится прибегать к таким хитростям. На боковые окна также наклеивается полиэтиленовая пленка, которая попутно помогает избежать появление на них инея.

Ночная стоянка тоже может быть разной. В идеале — найти отапливаемое помещение, но такая возможность есть не всегда. Поэтому местные водители возят с собой авточехол. Он натягивается на машину и сохраняет под собой тепло. Популярны и сигнализации с автозапуском и таймером. И, конечно, перед дальними поездками нужно тщательно проверить исправность автомобиля — мороз небрежности не прощает, нередки случаи, когда люди просто замерзали из-за поломок в пути. Поэтому с собой обязательно нужно иметь теплые вещи, запас продуктов и источник огня.

Что посмотреть в Якутии?

Большинство достопримечательностей в Якутии создала сама природа. Из Якутска можно отправиться в национальный парк «Ленские столбы», где с реки Лены открывается фантастический вид на причудливо громоздящиеся вдоль берега вертикальные скалы. А неподалеку от города находится туристический комплекс «Царство вечной мерзлоты» — он сделан в штольне у сопки с нетающим гигантским ледником. Даже летом внутри стоят очень крепкие морозы.

А вот до знаменитого Полюса холода в Оймяконе придется ехать долго — от Якутска на машине это почти 1000 километров. Делать это лучше зимой — так проще пересечь Лену по льду зимника, да и автодорога Р504 «Колыма», соединяющая Якутск с Магаданом, будет в лучшем состоянии — все ямы и трещины забьются снегом.

Трасса Колыма
Источник: Фотобанк Лори

В том же Оймяконском районе есть озеро Лабынкыр, которое известно у местных благодаря легенде о якобы проживающем там чудовище. Туда был отправлен ряд экспедиций, но они не подтвердили существование монстра. Тем не менее, отдельные свидетельства продолжают хранить и подпитывать загадочную тайну этого водоема.

Но есть в Якутии и другие чудеса, созданные людьми. В 1200 км от Якутска расположен город Мирный, главная достопримечательность которого — кимберлитовая трубка «Мир» с гигантской воронкой глубиной 525 метров и шириной более километра! Над ней запрещено летать вертолетам, потому что карьер буквально засасывает в себя объекты из воздуха. Добыча алмазов открытым способом велась здесь 44 года, после это стало нецелесообразным.

Алмазный карьер МИР
Источник: Фотобанк Лори

Якутия вообще очень щедро одарена природными ресурсами — республика занимает первое место в стране по запасам алмазов, сурьмы, урана, олова, велики запасы золота, железных руд, угля. Официально зарегистрировано 34 месторождения газа и нефти. Добыча и обработка этих богатств — процесс очень энергоемкий. Разрозненность населенных пунктов, большие расстояния и сложные условия для прокладки электросетей сдерживают развитие добывающих производств.

Откуда взять энергию?

В Восточной Сибири крупные заводы используют энергию, вырабатываемую гидроэлектростанциями. Реки есть и в Якутии, но строить мощную ГЭС попросту нецелесообразно — она будет производить больше электричества, чем требуется на производствах, а передавать ее в другие регионы слишком дорого из-за необходимости прокладки высоковольтных линий на большие расстояния.

То же можно сказать и про атомные электростанции (АЭС) — они слишком мощные для снабжения небольших населенных пунктов и добывающих сырье предприятий. К тому же, для их строительства в условиях вечной мерзлоты потребуются огромные инвестиции, срок окупаемости которых будет слишком долгим.

Но выход есть! Одно из перспективных направлений в современной атомной энергетике — это так называемые АСММ (атомные станции малой мощности). Там используются реакторы РИТМ-200, которые «Росатом» уже устанавливает, например, в свои атомные ледоколы.

Установка корпуса реактора РИТМ-200 для ледокола «Урал»
Установка корпуса реактора РИТМ-200 для ледокола «Урал»Источник: Газета «Страна Росатом»

Эти реакторы намного компактнее установок, используемых в «классических» АЭС, а их электрической мощности в 55 МВт достаточно для снабжения целых поселков и ряда предприятий. Главное преимущество — строительство АСММ обходится значительно дешевле, проще и быстрее. При этом они бесперебойно выдают энергию и надежны, что важно для планирования разработок новых месторождений в Якутии.

Еще одно преимущество, которое крайне востребовано в регионах Крайнего Севера, — АСММ попутно могут использоваться и в качестве поставщиков тепла. Вот уже 2 года именно уникальная ПАТЭС (плавучая атомная теплоэлектростанция) «Академик Ломоносов» снабжает электричеством город Певек на Чукотке. Поэтапно, по мере готовности городских тепловых сетей, идет подключение районов к теплоснабжению от ПАТЭС. Поставки плавучих блоков будут продолжены по заказу золотодобывающих компаний, а сейчас ведется подготовка к строительству первой наземной АСММ.

ПАТЭС (плавучая атомная теплоэлектростанция) «Академик Ломоносов»
ПАТЭС (плавучая атомная теплоэлектростанция) «Академик Ломоносов»
ПАТЭС (плавучая атомная теплоэлектростанция) «Академик Ломоносов»
ПАТЭС (плавучая атомная теплоэлектростанция) «Академик Ломоносов»
ПАТЭС (плавучая атомная теплоэлектростанция) «Академик Ломоносов»
ПАТЭС (плавучая атомная теплоэлектростанция) «Академик Ломоносов»

Совсем недавно подписано соглашение по созданию минерально-сырьевого центра в Якутии, проект которого предусматривает строительство еще нескольких АСММ. Более того, о АСММ задумались и в Калининградской области. Но это уже совсем другая история.

Реклама. Рекламодатель: Частное учреждение «Центр коммуникаций», ИНН 9705152344 ОГРН 1217700048851