Поведение автомобиля на зимней резине заметно отличается от того, как она ездит на летних шинах. Особенно видна разница, если автомобиль переобут в «шиповки», то есть в покрышки, оснащенные зубьями против льда. Какие трудности для водителя могут быть, если ездить на них по асфальту до установления снежного покрова?
Утрата шипов
Шипованная резина — самая популярная среди автомобилистов. Она дешевле, чем фрикционные шины, и в случае гололеда может спасти от аварии. Переменчивая погода заставляет водителей устанавливать шиповки перед заморозками, чтобы быть готовым к обильным снежным метелям, которые происходят в конце октября или в начале ноября. Однако на асфальте, да еще и в теплую погоду шиповки могут преподнести неприятные сюрпризы.
Зимние шипованные шины в своем составе имеют натуральный каучук, который при росте температуры сильно размягчается. Резина становится эластичной, поэтому при достижении температуры в 7−10 градусов резина размягчается настолько, что уже недостаточно хорошо удерживает металлические зубья внутри гнезд.
В случае экстренного торможения ламели раскрываются и шипы упираются в твердую поверхность асфальта. В этот момент и происходит их утрата. Поэтому пока автомобиль ездит в теплую погоду, есть риск выпадения нескольких зубьев, что ухудшает характеристики покрышки.
Увеличивается тормозной путь
Самое неприятное: интенсивность торможения у «шиповок» уступает летним колесам. Металлические зубья в «шиповках» мешают протектору создавать плотное пятно контакта с поверхностью дороги. Поэтому тормозной путь на сухом и теплом асфальте у «шиповок» значительно увеличивается.
Согласно замерам немецкого клуба ADAC, при плюсовой температуре тормозной путь автомобиля со скорости в 100 км/ч на зимних покрышках на 44% длиннее, чем на летних. А это значит, что машина на «шиповках» укатывалась вперед почти на 16 метров дальше, чем на шоссейных летних колесах. Размягченная резина быстрее истиралась на асфальте и не могла эффективно замедлять машину.
При понижении температуры прочность зимней резины увеличивается и тормозной путь сокращается на полметра при убавлении каждого градуса. При температуре плюс 4 градуса тормозной путь стабилизируется и остается неизменным, если шкала термометра продолжит опускаться ниже нуля. Но даже в этом случае тормозной путь со 100 км/ч будет выше примерно на два корпуса автомобиля, чем у машины на летних покрышках.
Ухудшение управляемости
Кроме того, поездки на «шиповках» сопряжены с увеличением времени реакции автомобиля на маневрирование. При покачивании рулем ощущается «ватность», инерционность, задержка. Чувствуется, что автомобиль как бы скользит по дороге.
Если превысить скорость и ехать так же, как на летних шинах, то при прохождении привычных поворотов можно испытать массу неприятных минут в тот момент, когда машина срывается в снос. Здесь важно не впадать в панику и не делать резких реакций. После легкого сноса колеса вновь войдут в зацепление, и автомобиль обязательно стабилизируется.
В целом, после переобувки нужно внутренне подготовиться к тому, чтобы снизить среднюю скорость прохождения поворотов на 15−20 км/ч. Помимо этого, «шиповки» менее экономичны, чем летняя резина, и увеличивают потребление топлива примерно на 1−1,5 литра бензина.