Что такое Вебасто (Webasto)?
Название Вебасто (Webasto) знакомо автомобилистам по предпусковым подогревателям, которые стали активно предлагаться для регионов с экстремальным климатом. Слово стало нарицательным и так же, как «бендикс» и «торпедо», превратилось в наименование технических систем в автомобиле, связанных с прогревом мотора. Между тем, своим появлением оно обязано фирме с аналогичным названием, которая и сделала предпусковые подогреватели популярными.
Кто придумал «вебасто»?
Компания по производству комплектующих для автомобильной промышленности была основана 7 марта 1901 года в Штокдорфе (окраина Мюнхена) Вильгельмоном Байером и названа в соответствие с первыми слогами его имени — WilhEm BAier STOckdorf (Webasto).
Начинал предприниматель с торговли деталями, мышеловками и велосипедами, а позднее открыл небольшое производство по выпуску автомобильных комплектующих. Дело пошло в гору и к тридцатым годам XX века Webasto стала крупнейшим поставщиком комплектующих.
Фирма производила раскладные крыши для кабриолетов, жидкостные отопители для автобусов, кондиционеры и прочие системы, а в 1960-х годах разработаны системы для подогрева двигателей перед запуском. Сначала эти технические приспособления предназначались для спецтехники, дизельных грузовиков и автобусов, а затем получили распространение и среди легкового транспорта.
В Россию предпусковые подогреватели пришли в 2000-е годы и название Webasto перестало ассоциироваться только с немецким производителем. «Вебастами» принято называть все предпусковые подогреватели, которые изготавливаются по всему свету для автомобилей различных марок.
Зачем нужна «вебасто»?
Современные двигатели для легковых автомобилей рассчитаны на работу в диапазоне температур от +50 до −10 градусов по Цельсию. В морозы для силового агрегата возникает ряд рисков, связанных с неравномерным температурным расширением алюминия, чугуна и стали, а также с плохой прокачиваемостью загустевшего масла.
Если температура воздуха опускается ниже −15 градусов мороза, то возникают проблемы с испаряемостью топлива. Вследствие плохой работы смазки и из-за меняющихся по мере прогрева зазоров между деталями двигатель в первые минуты после холодного старта испытывает избыточный износ.
Помимо этого, правильная температура нужна в камерах сгорания для подготовки так называемой стехиометрической смеси, которая хорошо воспламеняется и сгорает без образования побочных продуктов в виде сажевого налета и вредных газов, типа оксидов азота. Особенно это актуально для дизельных моторов, в которых смесь воспламеняется не от свечей зажигания, а в результате сжимания воздуха и правильного впрыска солярки.
Поэтому в морозы перед запуском важно довести температуру камер сгорания до приемлемых величин, чтобы не подвергать технику лишнему стрессу при холодном старте.
Чаще всего предпусковые подогреватели устанавливают на дизельные моторы, которые уже при 10 градусах ниже нуля могут испытывать проблемы с запуском. Нередки они и на бензиновых малолитражных турбированных двигателях.
Из каких элементов состоит «вебасто»?
Устройство предназначено для подогревания жидкости в системе охлаждения, а та в свою очередь поднимает температуру блока и головки цилиндров и всех внутренних деталей. «Вебасто» монтируется под капот машины и состоит из горелки, теплообменника и системы насосов. Управление осуществляется через электронный блок.
- Датчик перегрева и температуры следит за состоянием технического узла и используется для дозировки топлива.
- Топливный насос-дозатор прокачивает бензин или солярку из бака машины и подает в горелку.
- Теплообменник предназначен для розжига горючего и нагревания рабочей жидкости.
- Входной и выходной жидкостные патрубки: через них прокачивается рабочая жидкость через предпусковой подогреватель.
- Нагнетатель воздуха и крыльчатка воздушного насоса служат для подачи воздуха в горелку.
- Патрубок для забора воздуха нужен для забора воздуха перед радиатором системы охлаждения.
- Выхлопная трубка выводит отработавшие газы и продукты горения снизу моторного отсека.
- Циркуляционный насос для охлаждающей жидкости (помпа) прокачивает охлаждающую жидкость в системе охлаждения автомобиля.
Как работает предпусковой подогреватель?
Предпусковой подогреватель интегрирован в три системы машины. Он забирает топливо из бака, разжигает горелку, прогоняет через себя охлаждающую жидкость и тратит электричество от батареи. Насос прокачивает холодный антифриз по контуру корпуса горелки и после прогрева подает его к силовому агрегату.
В течение 15−20 минут мотор достигает температуры 30−40 градусов, которая оптимальна для запуска. При этом греются все технические системы, куда поступает антифриз, в том числе коробка передач. За полчаса работы горелка расходует примерно 300 граммов горючего.
Комфорт в салоне
Побочной функций предпускового подогревателя является возможность обеспечить комфортную температуру в салоне. После прогрева охлаждающей жидкости блок управления переключает клапан, и теплоноситель прокачивается через печку. Одновременно запускается система вентиляции кабины.
Через 20−25 минут включенная климатическая установка встречает водителя теплым салоном. Режим работы, время запуска и продолжительность прогрева антифриза устанавливаются пользователем с помощью таймера, пульта, или через программу на смартфоне.
Недостатки «вебасто»
Предпусковой подогреватель имеет несколько недостатков:
- Высокий расход топлива: подогреватель пользуется топливом из бака машины и в течение длительного прогревания может сжигать по 300 граммов за получасовой цикл работы.
- Затраты электроэнергии: «вебасто» пользуется энергией от штатного аккумулятора автомобиля и с ее помощью запитывает топливный насос и помпу. При низком заряде батареи подогреватель не включается.
- Подогреватель не греет масло: в картере двигателя нет патрубков системы охлаждения, а значит, к нему невозможно подвести тепло от «вебасто».
При этом «вебасто» существенно упрощает холодный пуск в морозы и увеличивает ресурс техники. Но чтобы пользоваться предпусковым подогревателем, необходимо иметь хорошо заряженную батарею большой емкости и следить за пополнением ее заряда.
Требуется ежедневно проезжать минимум по 100 км, чтобы загрузить генератор и обеспечить восполнение потраченной энергии, иначе подогреватель может быстро обесточить машину. Кроме того, важно следить за уровнем топлива в баке.
И самое главное, необходимо помнить, что даже в теплом двигателе остается холодное масло, которое в первые секунды после запуска мотора сохраняет низкую вязкость. Поэтому даже с «вебасто» необходимо дать мотору несколько минут поработать на холостых оборотах и дать дополнительный прогрев, чтобы масло достигло рабочей температуры.