Что же становится причиной сбоев в работе мотора и на какие системы и технические узлы требуется обратить внимание в первую очередь?
Можно ли ездить с горящим чеком?
Активация желтого значка Check Engine на панели приборов свидетельствует о том, что внутренняя система диагностики зафиксировала проблему в одной из систем силового агрегата. В переводе с английского языка «check engine» как раз и означает «проверьте мотор». При этом мотор может работать с перебоями, возникает тряска, вибрации. В народе говорят, что мотор «троит», то есть у него работают только три цилиндра из четырех.
Бывает, что по мере прогревания мотора неисправность пропадает, а чек продолжает гореть, напоминая водителю о необходимости провести диагностику и выяснить причину неисправности. Желтый цвет сигнальной лампы говорит о том, что с такими повреждением можно ездить. Блок управления двигателем переводит систему зажигания в аварийный режим с усредненными параметрами приготовления смеси, благодаря чему мотор продолжает работать, хотя его выхлоп и становится менее экологичен.
Ездить с чеком долго нельзя. Недогоревшие пары бензина попадают в каталитический нейтрализатор и сжигаются уже там, перегревая этот технический узел. Переобогащенная смесь оставляет нагар на клапанах, поршнях и в том же каталитическом нейтрализаторе, что существенно снижает их ресурс.
Причины возникновения чека
Можно выделить восемь основных причин, из-за которых внутренняя диагностическая система выдает сигнал Check Engine.
- Сбои в электрической цепи: неисправности проводки, высоковольтных проводов, окислившиеся контакты, поврежденная изоляция и замыкания на корпус.
- Повреждения топливной системы: разгерметизация топливных магистралей, неисправности обратного клапана насоса, выход из строя регулятора давления.
- Топливо низкого качества: низкое октановое число, развитие детонаций в камерах сгорания.
- Бедная топливная смесь: посторонний подсос воздуха через повреждения корпуса фильтра или щели в коллекторе, порванные диафрагмы усилителя тормозов.
- Загрязнение форсунок: из-за посторонних частичек грязи, некачественного бензина или механических повреждений нарушается впрыск топлива в камеры сгорания.
- Неисправность катушек зажигания: пробой обмотки катушек, нестабильная искра, повреждение контактов вследствие попадания влаги.
- Проблемы со свечами: превышение срока службы, большой зазор между контактами, налет на электродах, повреждение контактов.
- Неисправный датчик кислорода (лямбда-зонд): неверные данные о состоянии выхлопных газов, высокий коэффициент избытка воздуха в топливно-воздушной смеси (ТВС).
В целом, все эти причины можно определить одной фразой. Нарушения работы мотора возникают, если в камерах сгорания нечему гореть или нечем поджечь смесь или трудно отводить выхлопные газы. Разберем каждую причину подробнее.
Сбои в электрической цепи автомобиля
Часто причиной пропадания искры в камерах сгорания являются поврежденные высоковольтные провода. Происходит замыкание, и ток не всегда поступает на свечу. Скорее всего произошел разрыв токопроводящих нитей и их частичное оплавление. Сопротивление нарастает и возникают перебои в работе провода.
Бывает, что провод настолько поврежден, что страдает его изоляция, и замыкание идет на корпус двигателя или кузова. Высоковольтные провода необходимо тогда заменить, причем все сразу.
Перебои могут случаться и из-за окислившихся контактов на катушках зажигания, на насосе или в других звеньях электроцепи. Часто это бывает после неудачной мойки моторного отсека или попадания воды на приборы во время дождей. Засорившийся дренажный лоток в основании ветрового стекла перестает отводить воду, и она иногда переливается на крышку силового агрегата.
Повреждения топливной системы
Бывает, что в камеры сгорания перестает поступать бензин в нужных количествах. Причиной тому может быть разгерметизация шлангов или повреждение насоса. Требуется проверить давление топлива в магистралях и в рампе.
Проблемы могут возникать из-за засорившегося фильтра, а также из-за поврежденного регулятора давления. Может иметь место и утечка топлива в шланге топливоподачи, и тогда внутри салона будет сильно пахнуть бензином.
Если давление нестабильно внутри рампы, то возможно дело в уплотнителях форсунок. Виной тому резиновые уплотнительные кольца. Через них происходит подсос воздуха и протекание топлива в местах крепления элементов впрыска.
Некачественное топливо
Если чек загорается после посещения какой-нибудь АЗС, то виновато топливо. При этом совсем не обязательно, что топливо некачественное. Дело в том, что на иномарках экологического класса Евро-5 и Евро-6 используются программы, восприимчивые к кислородосодержащим добавкам (оксигенатам).
Это эфиры МТБЭ, МТАЭ, ИПТБЭ, ДИПЭ, которые добавляются в бензин для повышения октанового числа. Если превышен их норматив, то датчик кислорода в системе выпуска отреагирует и даст сигнал блоку управления, из-за чего и возникает ошибка.
В общем, датчик кислорода может реагировать на какие-то необычные октановые добавки. При этом бензин в целом не несет вред мотору. После другой заправки топлива ошибка пропадает.
Бедная смесь
Идеальная стехиометрическая смесь — это та, в которой выдерживается правильная пропорция воздуха и топлива. На одну часть бензина приходится 14,7 частей воздуха. Тогда удается добиться полного сгорания горючего. При отклонении пропорции на 20−30% от нормы смесь горит неправильно, оставляя сажевый налет, а на панели приборов появляется чек.
Нарушение смесеобразования часто возникают из-за попадания в систему впрыска постороннего воздуха. Подсос воздуха может идти через корпус фильтра или через щели в коллекторе. Тогда сгорание топлива происходит не полностью и возникают перебои в работе цилиндров. Появляются пропуски зажигания, дерганье при ускорениях, провалы оборотов на холостом ходу.
Бывает, что лишний воздух засасывается через поврежденный вакуумный усилитель тормозов. Разрежение он берет из впускного коллектора и соединяется с ним вакуумной трубкой. Если есть разгерметизация, то воздух перетекает через эту трубку в двигатель.
Загрязнение форсунок
При перебоях в работе форсунок возникают проблемы в одном из цилиндров. Грязь забивает разбрызгиватель, и прибор не создает правильный объем при распылении смеси. В итоге облако не воспламеняется или сгорает неполностью. Поршни работают вразнобой, возникает эффект «троения», когда из-за разбалансировки вала появляются вибрации.
Если диагностика показала нарушения в работе форсунок, то их чистят на ультразвуковых стендах. Форсунку погружают в ванну с раствором и подключают к управляющей электронике, которая при очистке имитирует работу впрыска. Помогает не всегда. Если после мойки форсунка продолжает плохо функционировать, то ее меняют.
Неисправности системы зажигания
Срок службы катушек зажигания составляет примерно 100 тыс. км пробега. Со временем в их работе возникают сбои, что отражается на системе зажигания. Прибор намокает, происходит пробой обмотки, плавится изоляция.
Возникают пропуски зажигания, вибрации и потеря мощности двигателя. Блок управления двигателя автомобиля переходит в аварийный режим safe-mode, а на приборной панели загорается желтая лампа Check Engine.
Проблемы со свечами
Обычно свечи зажигания ходят по 20−30 тысяч километров. Хорошие варианты работают по 40−50 тысяч, но затем заканчивается и их ресурс.
Появляется выработка и большой зазор между контактами, налет на электродах, и даже растрескивание керамического корпуса. Поэтому свечи надо менять по регламенту, определенному производителем. Чаще всего интервал замены составляет 30 тыс км.
Плохая свеча вызывает пропуски зажигания в цилиндре, порождая разбалансировку вала и вибрации, а также образование отложений на поршне, клапанах и в системе выпуска.
Проблема с датчиком кислорода (лямбда-зонд)
В выхлопной системе стоит датчик, определяющий количество кислорода в выхлопе. Называется он лямбда-зонд. Если уровень кислорода высок, то значит есть проблемы с приготовлением идеальной стехиометрической смеси.
Получая сигнал об отклонениях уровня кислорода, блок управления старается скорректировать смесь, а если это не получается, то перед водителем зажигается чек, свидетельствующий об ошибке. Такой же чек загорается в случае выхода из строя всего лямбда-зонда.
При появлении сигнала Check Engine лучше не затягивать надолго визит в мастерскую. Потребуется провести комплексную диагностику силового агрегата, которая выдаст точный код ошибки и позволит понять причину неисправности автомобиля.