Перегрев двигателя: почему бывает и к чему приводит

Любая неполадка в автомобиле неприятна для водителя. Это можно отнести и к перегреву двигателя. В этой статье разберем, почему это может случаться и что делать в такой ситуации
Авторы и эксперты
Кирилл Русинович
Автор Авто Mail
Андрей Коромыслов
Технический специалист
Чем опасен
Признаки
Причины
Профилактика
Советы эксперта
Главное
Еще
Чем опасен
Признаки
Причины
Профилактика
Советы эксперта
Главное
Еще
Рисунок автомобиля с открытым капотом и дымом из-под него
Источник: Авто Mail

Вместе с экспертом рассмотрим, чем опасен перегрев двигателя, к каким последствиям это может привести, какие признаки говорят о значительном повышении температуры мотора и что может вызвать такую ситуацию.

Чем опасен перегрев мотора автомобиля

Перегрев двигателя является одной из наиболее опасных ситуаций для автомобиля, поскольку он может привести к значительным повреждениям различных компонентов двигателя и других систем машины. Рассмотрим основные последствия перегрева мотора.

Деформация головки блока цилиндров

Когда двигатель перегревается, металл головки блока цилиндров (ГБЦ) расширяется неравномерно, что приводит к ее деформации. В результате прокладки между головкой и блоком цилиндров могут потерять герметичность, что вызовет утечки масла и охлаждающей жидкости.

Прогорание прокладки ГБЦ

Прокладка ГБЦ может прогореть, что приведет к смешиванию масла и охлаждающей жидкости. Это вызывает образование эмульсии, которая ухудшает смазывающие свойства масла и снижает эффективность охлаждения двигателя.

Повреждение поршневых колец

При сильном перегреве поршневые кольца могут деформироваться или даже разрушиться. Это приводит к снижению компрессии в цилиндрах и ухудшению характеристик двигателя.

Заклинивание двигателя

В случае сильного перегрева масло теряет свои смазочные свойства, что может привести к трению металлических деталей друг о друга без должной смазки. Это может вызвать заклинивание коленчатого вала и других подвижных частей двигателя.

Трещины в блоке цилиндров

Металл блока цилиндров при высоких температурах может растрескиваться, особенно если блок алюминиевый. Трещины приводят к утечкам охлаждающей жидкости и масла, а также к нарушению герметичности камеры сгорания.

Повреждение клапанов

Клапаны могут деформироваться или сгореть при длительном воздействии высоких температур. Это нарушает процесс газообмена в двигателе и приводит к потере мощности и увеличению расхода топлива.

Поломка турбокомпрессора

Турбокомпрессоры очень чувствительны к высоким температурам. Перегрев может привести к повреждению подшипников турбины, что потребует дорогостоящего ремонта или замены всего узла.

Разрушение радиатора и водяного насоса

Высокие температуры могут повредить радиатор и водяной насос, вызывая их разрушение и утечки охлаждающей жидкости. Это усугубляет проблему перегрева и требует немедленного вмешательства.

Повреждение ремня ГРМ

Ремень газораспределительного механизма (ГРМ) может растянуться или порваться при перегреве, что приведет к нарушению синхронизации работы клапанов и поршней. Это может вызвать серьезные механические повреждения двигателя.

Увеличенный износ всех компонентов двигателя

Даже кратковременный перегрев увеличивает нагрузку на все компоненты двигателя, ускоряя их износ. Это сокращает срок службы двигателя и повышает вероятность выхода его из строя раньше времени.

Горящая лампа Check Engine на приборной панели двигателя
Источник: Freepik

Основные признаки перегрева двигателя

Перегрев двигателя может привести к серьезным повреждениям автомобиля, поэтому важно уметь вовремя распознать тревожные сигналы. Вот несколько основных признаков перегрева двигателя:

  • Повышение температуры на приборной панели. Один из самых очевидных признаков — стрелка индикатора температуры двигателя уходит в красную зону. Это означает, что температура охлаждающей жидкости превышает допустимые значения.
  • Пар из-под капота. Если вы видите пар, идущий из моторного отсека, это явный признак того, что двигатель перегревается. Пар образуется при испарении охлаждающей жидкости, которая кипит из-за высокой температуры.
  • Падение мощности двигателя. При перегреве мотор начинает работать менее эффективно. Вы можете заметить снижение тяги, рывки или даже полное отключение ДВС.
  • Запах антифриза. Если вы чувствуете сладковатый запах антифриза, это указывает на утечку охлаждающей жидкости. Это может привести к недостаточному охлаждению двигателя и его перегреву.
  • Необычные звуки от двигателя. Перегретый двигатель может начать издавать необычные шумы, такие как стук поршней или треск. Эти звуки могут свидетельствовать о серьезных проблемах внутри двигателя.
  • Белый дым из выхлопной трубы. Белый дым, выходящий из выхлопной трубы, может означать, что охлаждающая жидкость попадает в цилиндры двигателя через пробитую прокладку ГБЦ.
  • Повышение температуры в салоне. В некоторых случаях при перегреве двигателя система кондиционирования воздуха также перестает нормально функционировать, и салон автомобиля становится слишком горячим.
  • Сработавший индикатор Check Engine. На некоторых автомобилях индикатор Check Engine может загореться при перегреве двигателя, так как датчики фиксируют отклонение параметров работы системы охлаждения.

Если вы заметили хотя бы один из этих признаков, необходимо немедленно остановить автомобиль и дать двигателю остыть. Продолжение движения с перегретым мотором может привести к серьезным поломкам, таким как деформация ГБЦ, трещины в блоке цилиндров или повреждение поршневой группы.

Механик открутил крышку для залива антифриза
Источник: legion-media.ru

Причины перегрева двигателя

Перегрев двигателя может произойти по разным причинам, связанным с неисправностями отдельных компонентов или неправильным обслуживанием автомобиля. Ниже остановимся подробнее на основных причинах перегрева двигателя.

1. Недостаточное количество охлаждающей жидкости

Это одна из самых распространенных причин перегрева. Охлаждающая жидкость (антифриз) циркулирует по системе охлаждения, отводя тепло от двигателя. Если уровень охлаждающей жидкости низкий, то она не сможет эффективно охлаждать двигатель.

Возможные причины:

  • утечки охлаждающей жидкости через поврежденные шланги, радиаторы или прокладки;
  • неправильная заправка системы охлаждения;
  • испарение охлаждающей жидкости из-за длительной эксплуатации без долива.

2. Забитый или неисправный радиатор

Радиатор отвечает за рассеивание тепла, которое поступает от двигателя вместе с охлаждающей жидкостью. Если радиатор забит грязью, мусором или ржавчиной, то его способность к охлаждению снижается.

Возможные причины:

  • накопление грязи и пыли на поверхности радиатора;
  • образование накипи внутри радиатора;
  • механические повреждения радиатора (трещины, пробоины).

3. Неисправность вентилятора охлаждения

Вентилятор помогает усилить поток воздуха через радиатор, особенно при движении на низкой скорости или стоянии в пробке. Если вентилятор не работает или работает неправильно, то двигатель будет перегреваться.

Возможные причины:

  • износ или поломка электродвигателя вентилятора;
  • обрыв или замыкание электропроводки;
  • неисправность реле управления вентилятором.

4. Проблемы с термостатом

Термостат регулирует поток охлаждающей жидкости между малым и большим кругами циркуляции. Если термостат застрял в закрытом положении, то охлаждающая жидкость не будет циркулировать по большому кругу, включая радиатор, что приведет к перегреву.

Возможные причины:

  • засорение термостата отложениями;
  • механическая поломка термостата.

5. Воздушная пробка в системе охлаждения

Воздушная пробка препятствует нормальной циркуляции охлаждающей жидкости, что ведет к локальному перегреву определенных участков двигателя.

Возможные причины:

  • неправильное заполнение системы охлаждения после ремонта;
  • утечки охлаждающей жидкости;
  • нарушение герметичности системы охлаждения.

6. Неисправность водяного насоса (помпы)

Водяной насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по всей системе охлаждения. Если помпа неисправна, то жидкость не будет двигаться достаточно быстро, чтобы эффективно охлаждать двигатель.

Возможные причины:

  • износ подшипников или крыльчатки насоса;
  • повреждение приводного ремня насоса;
  • забивка насоса отложениями или мусором.

7. Неправильно выбранное октановое число топлива

Использование бензина с низким октановым числом может привести к детонации в двигателе, что увеличивает температуру горения топливной смеси и способствует перегреву.

Возможные причины:

  • заправка некачественным топливом;
  • несоответствие октанового числа требованиям производителя автомобиля.

8. Загрязнение системы охлаждения

Накопление загрязнений, таких как ржавчина, накипь и осадок, может снизить эффективность работы системы охлаждения.

Возможные причины:

  • длительная эксплуатация без промывки системы охлаждения;
  • использование неподходящей охлаждающей жидкости.

9. Перегрузка двигателя

Длительное движение на высоких оборотах, буксировка тяжелых грузов или езда по гористой местности могут увеличить тепловую нагрузку на двигатель.

Возможные причины:

  • частая эксплуатация автомобиля в экстремальных условиях;
  • недостаточная для выполнения задач мощность двигателя.

10. Неисправность датчика температуры и электроники

Современные автомобили оснащены множеством датчиков, которые контролируют работу системы охлаждения. Неисправность одного из них может привести к неправильной работе системы и перегреву двигателя.

Возможные причины:

  • выход из строя датчика температуры охлаждающей жидкости;
  • неисправность блока управления двигателем.
Дым валит из-под капота автомобиля, двигатель перегрелся
Источник: legion-media / Bymandesigns

Что делать, если двигатель начал перегреваться

Если вы заметили первые признаки перегрева двигателя, важно принять быстрые и правильные меры, чтобы минимизировать возможные повреждения. Дадим пошаговую инструкцию, что нужно сделать в такой ситуации.

1. Немедленно остановитесь

Как только вы заметили, что двигатель начал перегреваться (например, стрелка температуры ушла в красную зону), найдите безопасное место и остановите машину.

2. Выключите двигатель

После остановки автомобиля сразу же выключите двигатель. Продолжение работы перегретого двигателя может привести к серьезным повреждениям. Включите аварийную сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки, если находитесь на дороге.

3. Откройте капот

Открытие капота поможет улучшить циркуляцию воздуха вокруг двигателя и немного ускорить его охлаждение. Однако будьте осторожны: горячий воздух и пары могут выходить из-под капота, поэтому держитесь подальше от движущихся частей и горячего металла.

4. Не открывайте крышку радиатора сразу

Пока двигатель еще горячий, не пытайтесь открыть крышку радиатора или бачка охлаждающей жидкости. Высокое давление и температура могут привести к выбросу горячей жидкости и пара, что опасно для вас.

5. Подождите, пока двигатель остынет

Подождите около 30 минут, чтобы двигатель полностью остыл. За это время проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Если уровень ниже минимального, возможно произошла утечка.

6. Добавьте охлаждающую жидкость (при необходимости)

Если уровень охлаждающей жидкости действительно низок, добавьте смесь воды и антифриза в соотношении 1 : 1 до нужного уровня. Никогда не добавляйте холодную воду прямо в горячий двигатель, так как это может вызвать трещины в блоке цилиндров.

7. Проверьте систему охлаждения

Осмотрите систему охлаждения на наличие видимых утечек, трещин или повреждений. Обратите внимание на состояние шлангов, радиатора и водяного насоса. Проверьте контакты вентилятора системы охлаждения.

8. Попробуйте запустить двигатель

После того как двигатель остыл и вы добавили охлаждающую жидкость, попробуйте завести двигатель. Следите за температурой на приборной панели. Если температура снова поднимается выше нормы, немедленно заглушите двигатель.

9. Вызовите эвакуатор

Если проблема сохраняется, лучше всего вызвать эвакуатор и доставить автомобиль в сервисный центр. Дальнейшее движение с перегретым двигателем может привести к серьезным повреждениям и дорогостоящему ремонту.

10. Диагностика и ремонт

В автосервисе специалисты проведут диагностику системы охлаждения и выявят причину перегрева. Возможно, потребуется замена термостата, радиатора, водяного насоса или других компонентов.

Эти шаги помогут вам безопасно справиться с ситуацией и минимизировать ущерб вашему автомобилю.

Крупный план бачка охлаждающей жидкости, содержащего ярко-розовый антифриз
Источник: legion-media.ru

Профилактика перегрева двигателя: как избежать поломок

Для профилактики перегрева двигателя и избежания серьезных поломок важно следить за состоянием системы охлаждения и правильно ухаживать за автомобилем. Вот ключевые рекомендации, которых стоит придерживаться:

  • Контролируйте уровень охлаждающей жидкости. Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Низкий уровень может привести к недостаточной циркуляции жидкости и, соответственно, к перегреву двигателя. Поддерживайте уровень между минимальной и максимальной отметками.
  • Меняйте охлаждающую жидкость. Антифриз со временем теряет свои свойства, поэтому его необходимо периодически менять. Обычно замену проводят каждые 2—3 года или каждые 40—60 тыс. км пробега. Используйте рекомендованную производителем марку охлаждающей жидкости.
  • Промывайте систему охлаждения. В системе охлаждения накапливаются отложения, грязь и ржавчина, что может препятствовать нормальному теплообмену. Периодически проводите промывку системы охлаждения специальными средствами, чтобы очистить ее от загрязнений.
  • Проверяйте радиатор. Радиатор играет ключевую роль в охлаждении двигателя. Осматривайте его на наличие загрязнений, повреждений и засоров. Удаляйте мусор и пыль, которые могут забить ячейки радиатора, мешая эффективному охлаждению.
  • Проверяйте работу вентилятора. Вентиляторы помогают охлаждать двигатель, особенно при медленной езде или стоянке в пробке. Убедитесь, что вентилятор исправно включается и выключается в зависимости от температуры двигателя. Если вентилятор не работает, проверьте его электрику и датчик температуры.
  • Следите за работой термостата. Термостат контролирует поток охлаждающей жидкости между малым и большим кругами циркуляции. Если термостат застрянет в открытом или закрытом положении, это может привести к проблемам с охлаждением. Проверяйте его работу и заменяйте при необходимости.
  • Контролируйте исправность водяного насоса (помпы). Водяной насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Если помпа изношена или неисправна, жидкость не будет эффективно перемещаться, что приведет к перегреву. Регулярно осматривайте насос на наличие подтеков и заменяйте его при появлении проблем.
  • Используйте качественное топливо. Использование некачественного топлива с низким октановым числом может способствовать детонации в двигателе, что увеличивает его температуру и создает условия для перегрева. Заливайте только качественное топливо, соответствующее спецификациям вашего автомобиля.
  • Избегайте перегрузки двигателя. Эксплуатация автомобиля в сложных условиях, таких как высокие обороты, буксировка тяжелых грузов или частые подъемы в гору, может создавать дополнительную нагрузку на двигатель. Постарайтесь избегать подобных ситуаций или делайте перерывы для охлаждения двигателя.
  • Проводите своевременное техобслуживание. Регулярные технические осмотры помогут выявить потенциальные проблемы с системой охлаждения до того, как они приведут к перегреву. Обязательно следуйте графику обслуживания, указанному в руководстве по эксплуатации автомобиля.
  • Установите дополнительные средства охлаждения. Если ваш автомобиль часто используется в экстремальных условиях, подумайте об установке дополнительного радиатора или вентилятора. Это улучшит охлаждение двигателя и снизит риск перегрева.
  • Следите за показаниями приборов. Постоянно следите за показаниями температуры двигателя на приборной панели. Если стрелка приближается к красной зоне, немедленно прекратите движение и дайте двигателю остыть.

Соблюдение этих рекомендаций позволит поддерживать систему охлаждения в хорошем состоянии и избежать перегрева двигателя, что продлит срок его службы и предотвратит дорогостоящие поломки.

Автомобиль стоит на обочине с поднятым капотом, дым из-под капота
Источник: legion-media.ru

Советы эксперта

Своим мнением на эту тему поделился Андрей Коромыслов, технический специалист «Krauf автозапчасти»:

«Самая распространенная проблема, из-за которой система охлаждения перестала нормально функционировать, — утечка, которая привела к недостаточному уровню охлаждающей жидкости.

Как правило, в современном автомобиле о недостаточном уровне сигнализирует специальный индикатор, сопровождаемый сообщением на панели приборов. Если эту индикацию проигнорировать, уровень охлаждающей жидкости упадет до критической отметки, в системе при нагревании образуется паровая пробка, циркуляция и охлаждение жидкости нарушаются, при дальнейшем нагревании закипание и перегрев двигателя неизбежны. К чему может привести игнорирование индикаторов и признаков перегрева? Последствия печальны: при отсутствии нормального охлаждения металлические детали деформируются и трескаются, резина и пластик оплавляются, а самые теплонагруженные детали цилиндро-поршневой группы — кольца и поршни — разрушаются с образованием задиров на цилиндрах и в конечном итоге с заклиниванием двигателя».

Главное о перегреве двигателя

Вот что нужно запомнить о перегреве двигателя:

  • если двигатель систематически перегревается, не рискуйте, проведите диагностику системы охлаждения;
  • пренебрежение сигналами неисправностей может привести к тяжелым повреждениям двигателя, которые повлекут за собой капитальный ремонт или замену;
  • если двигатель уже закипел, остановитесь в безопасном месте, дайте мотору остыть. Если не хотите рисковать, продолжайте движение на эвакуаторе;
  • для предотвращения неожиданного выхода системы из строя регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости, при каждом ТО должна проводиться проверка герметичности и исправности компонентов;
  • следите за чистотой радиаторов: проверяйте и при необходимости очищайте их от пыли, грязи, пуха и прочих загрязнений;
  • при ремонте используйте только качественные комплектующие и одобренную производителем охлаждающую жидкость (антифриз).