Прицеп и буксировка: как ездить, чтобы не получить штраф

Случается, что в дорогу приходится отправляться не налегке, а с дополнительной нагрузкой за кормой. Это может быть прицеп либо неисправный автомобиль, который необходимо отбуксировать. Какие нужны права и каким правилам необходимо следовать?

Буксировка сломанного автомобиля

Такой режим движения оговорен в Правилах дорожного движения в специальном разделе под номером 20. Поскольку получившаяся конструкция не считается автопоездом, каких-либо специальных категорий в водительском удостоверении водителю буксира не требуется. Зато, как минимум, двухлетний стаж управления необходим.

Считается, что это позволит отсечь совсем уж неопытных водителей. В быту чаще всего тянуть приходится на гибкой сцепке, называемой в народе «галстуком».

В этом случае за рулем неисправной машины обязан находиться водитель, имеющий при себе все необходимые документы, за исключением, разве что, полиса ОСАГО, поскольку сам по себе причинить ущерб обездвиженный автомобиль не способен. В случае ДТП все виды ответственности, скорее всего, лягут на водителя тягача.

Трос
Источник: legion-media / Monika Wisniewska
Трос должен иметь длину в пределах 4−6 метров и обозначен, как минимум, двумя предупредительными устройствами в виде красных флажков или щитков с диагональными красно-белыми чередующимися полосами.

Их предназначение очевидно, равно как и предписанная ПДД длина «галстука». Все это ради безопасности, ведь важно, с одной стороны, чтобы никто не вклинился в связку, а с другой стороны, буксируемая машина не «догнала» своего благодетеля при энергичном торможении или маневрировании.

Аварийная сигнализация включается только на буксируемом транспортном средстве, на тягаче — только ближний свет. Если «аварийка» неисправна, то сзади необходимо прикрепить светоотражающий треугольник, который должен быть в каждой машине. В темное время суток сзади обязаны гореть габаритные огни.

Буксировка автопоезда не запрещена

Иногда возникает необходимость взять на буксир автопоезд. Многие водители (а иногда и сотрудники ГИБДД) считают, что делать этого нельзя, ведь в Правилах дорожного движения прямо прописан запрет на буксировку двух и более транспортных средств (пункт 20.4), а прицеп, напомним, тоже относится к таковым.

На самом деле речь во всем 20-м разделе ПДД идет о механических транспортных средствах, и именно их нельзя буксировать в количестве более одного. Так что тянуть за собой автопоезд все-таки можно.

А вот сам автопоезд едва ли предназначен для буксировки других транспортных средств, ведь его тягово-сцепное устройство может быть не рассчитано на столь экстремальные нагрузки и может разрушиться.

Трейлер
Источник: legion-media / ZarkePix

Нельзя также тащить машину с неисправным рулевым управлением (за исключением метода частичной погрузки на специализированный эвакуатор). Если не работают тормоза, то при гибкой сцепке тягач должен быть, как минимум, в два раза тяжелее, либо необходимо использовать другой метод буксировки — жесткую сцепку или частичную погрузку. А еще «галстук» категорически противопоказан в гололед.

Наконец, ни в каком качестве в этом ответственном процессе не может участвовать двухколесный мотоцикл. Впрочем, несоблюдение перечисленных правил карается весьма условно: по статье 12.21 КоАП РФ нарушителю грозит предупреждение или штраф 500 рублей. Но продолжить движение инспектор ДПС не разрешит.

Если прицеп не тяжелее 750 кг, открывать категорию «Е» не нужно

Теперь несколько слов о движении с прицепом. Тут никаких особенностей нет. Скорее, нюансы. Уточнения нужны разве что в отношении категорий, которые должны быть открыты в правах.

Итак, если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает 750 кг, то для его эксплуатации дополнительных категорий не требуется. Это касается всех видов транспортных средств.

Прицеп
Источник: legion-media / KeyWorded

А вот для буксировки полноценного прицепа категория «Е» потребуется. Если быть совсем точным, то ее сочетание с категорией или подкатегорией тягача. Иными словами, если во главе автопоезда грузовик, то в водительском удостоверении должна быть проставлена отметка «СЕ», легкий грузовик (разрешенная максимальная масса не более 7500 кг) — «С1Е». Сочлененный автобус или автобус с прицепом требуют открытой категории «DE», а если автобус при этом имеет малую вместимость (не более 16 пассажиров) — «D1Е».

Несколько интереснее с автопоездом, у которого в составе автомобиль категории «В». Напомним, к ней относятся не только легковые машины, но и пикапы, а также небольшие грузовики, например, та же «Газель». Критерии: разрешенная максимальная масса не более 3500 кг и количество мест для сидения, за исключением кресла водителя, не более 8.

Так вот, с водительским удостоверением с открытой категорией «В» можно управлять автопоездом даже в том случае, если прицеп тяжелее 750 кг. Но при этом должны выполняться одновременно два условия:

  • Разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу без нагрузки тягача,
  • Суммарная разрешенная максимальная масса получившегося состава не более 3500 кг.

Массовые параметры, необходимые для расчетов, можно узнать из свидетельств о регистрации транспортных средств.

Машина с прицепом
Источник: Unsplash

Чем грозит нарушение этих правил? В отличие от правил буксировки санкции тут будут посерьезнее. Отсутствие открытой категории «Е» в случае, когда без нее не обойтись, квалифицируется статьей 12.7 КоАП РФ как «управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством».

Минимальный штраф — 5000, максимальный — 15 000 рублей. Для получения в правах категории, дающей право на движение с прицепом, придется проходить обучение в автошколе и сдавать теоретический и практический экзамены в ГИБДД.

Алексей Лучников