Соответствующий законопроект готовит Минтранс, сообщил на X Международном евразийском форуме «Такси» директор департамента государственной политики в сфере лицензирования, аккредитации и саморегулирования минэкономразвития Александр Вдовин.
«Будет создан специальный реестр для автомобилей такси, то есть их можно будет в этом реестре увидеть. Это, например, будет полезно для тех, кто хочет приобрести подержанный автомобиль, чтобы от него нельзя было скрыть, что этот автомобиль использовался в такси», — сказал он. В реестре любой сможет посмотреть информацию о машине и ее владельце.
Вдовин отметил, что власти уделяют особое внимание обелению отрасли. Этот процесс заметен уже сейчас — садясь в машину такси, можно по QR-коду посмотреть информацию о водителе. Исследование Роскачества показало, что большая часть пассажиров хочет, чтобы в приложениях такси появилась кнопка SOS, которую клиент сможет нажать в опасной ситуации при поездке.
Согласно новому законопроекту о самозанятых, работать в такси теперь смогут не только индивидуальные предприниматели и юрлица, но и самозанятые. Как отметил Вдовин, это не должно сказаться на безопасности поездок.
Пока еще не внедрены в полной мере современные механизмы контроля за безопасностью перевозок, основанные прежде всего на цифровых технологиях, рассказал в разговоре с «РГ» директор Юридического института Российского университета транспорта Евгений Нестеров. Введение реестров, таких как региональный реестр перевозчиков легковых такси, региональный реестр легковых такси и региональный реестр служб заказа легкового такси, создание федеральной информационной системы легковых такси — неоспоримый шаг вперед, считает эксперт. По его словам, действующая модель государственного регулирования таксомоторной отрасли требует изменений, обусловленных реалиями развития этого рынка. Необходимо законодательно зафиксировать права и обязанности служб заказа легкового такси в сформировавшихся условиях.
Участникам рынка необходимо создать современную систему юридической поддержки малому и среднему бизнесу в сфере такси, заявил на форуме «Такси» руководитель дирекции организации правовой поддержки субъектов МСП АО «Корпорация МСП» Алексей Шестоперов. «Мы бы хотели создать базу правовых решений в сфере такси. Нужно систематизировать правовую информацию, которая необходима участникам рынка», — сказал он. Работу над базой планируется закончить до конца года.
По словам Вдовина, самозанятым в такси грозит большая нагрузка: необходимо будет самостоятельно вести всю документацию. Ведомства, которые работают над проектом, предлагают возложить эту обязанность на агрегаторов.
Законопроект вводит требования к деятельности агрегаторов такси, в том числе мониторинг за тем, чтобы водитель не работал дольше установленного времени. Для этого должны будут устанавливаться программно-аппаратные комплексы и специальное ПО. Это важно, учитывая, что некоторые водители работают дольше двенадцати часов подряд. Но оборудование каждой машины специальными устройствами контроля за вниманием и усталостью таксистов может стать трудоемким и затратным, подчеркивает Нестеров.
Законопроект о такси был внесен в Госдуму в мае 2022 года. Если его примут, агрегаторов такси обяжут передавать информацию о клиентах в базу данных, работать с самозанятыми, а также отвечать за ДТП.
Дарья Худякова