Длинная история создания нового «Москвича» началась, едва на конвейер встал 412-й. Главный конструктор А. Ф. Андронов, вдохновленный немецким Opel Rekord 1965 года, поручил создать автомобиль по классу больше 412-го (плюс 150 мм в базе), но сохраняющий черты существующей модели. Он считал дизайн «Москвичей» очень удачным, что, в общем-то, так и было. Но художникам задание, разумеется, не понравилось. Им хотелось делать нечто новое. Дошло даже до прямого конфликта, стилисты Леонов и Зайцев покинули завод.
Тем не менее, один за другим стали появляться прототипы серии 3−5 — седаны и универсалы. И все же медленно, но упорно художники отходили от дизайна 412-го. На опытные образцы машин более высокого, нежели серийный «Москвич», класса, ставили форсированные моторы — варианты 412-го и экспериментальные коробки передач КП-9 с нормальным, а не дистанционным, как на стандартной коробке, управлением.