Не успел сойти снег, как по улицам городов зашуршали колеса электросамокатов. Шеринговые самокаты появились на тротуарах еще в марте, но желающих продираться на маленьких колесиках по сугробам нашлось немного. Теперь же их количество увеличивается с каждым днем. Компанию им составляют и другие электрические средства передвижения – моноколеса, гироскутеры, электроскейты. И если определенная их часть так и останется средством проведения досуга, то самокаты и моноколеса уже заняли нишу как один из перспективных способов реализации городской мобильности. По всей видимости, в этом сезоне мы это почувствуем как никогда ранее, ведь собственный автомобиль постепенно превращается в роскошь. Ну а эксперты и общественность уже сейчас бьют в колокола, предвидя множество проблем из-за неконтролируемого распространения подобных средств.
За последние три года количество погибших в ДТП с персональным электротранспортом выросло в три раза
В прошлом году, по данным Научного центра безопасности дорожного движения, входящего в структуру Госавтоинспекции, произошло 672 аварии с участием условных электросамокатов. «Условных» – потому, что в расчет взяты не только привычные нам самокаты с мотором, но и часть наиболее близких к ним по характеристикам и внешнему виду электровелосипедов и даже мопедов. Всего с участием этой «разносортицы» за год погибло 20 человек, и еще более 700 получили ранения.
Даже мощные электросамокаты нельзя отнести к мопедам
Не откроем Америку, если посоветуем руководствоваться здравым смыслом, в основе которого – соображения безопасности. Поможет в этом более детальный анализ причин и условий дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов, моноколес и им подобных устройств.
Львиная доля таких ДТП зарегистрирована в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Свердловской и Тюменской областях. Большая часть погибших зафиксирована в обеих столицах и их областях, а также в Башкирии, по одному человеку – в Татарстане, на Кубани, а также ряде других крупных регионов.
Три четверти инцидентов произошли в светлое время суток. Вполне объяснимо, почему чаще всего в аварии попадают молодые пользователи гаджетов. Более половины участников ДТП этого вида – люди в возрасте от 15 до 34 лет. В случаях столкновений с автомобилями и мотоциклами виновность распределилась почти поровну с небольшим перевесом в пользу водителей механических транспортных средств (53% и 47% виновных соответственно).
Доля пьяных, попавших в аварию, невелика: таковым был признан каждый пятый. Для сравнения это больше, чем среди пешеходов и велосипедистов, но меньше, чем среди мотоциклистов. Более половины аварий и две трети погибших зафиксированы в случаях, когда самокат имел мощность электродвигателя от 250 Вт до 4 кВт. Несмотря на то, что эти показатели характерны для мопедов, только по этому критерию приравнивать их друг к другу нельзя, так как к мопедам техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» предъявляется гораздо больший объем требований, в том числе по системам защиты, торможения, освещения и прочее.
Для подготовки адекватных правил электротранспорт сначала нужно классифицировать
Наиболее действенным способом обуздать ситуацию видится введение правового регулирования. В первую очередь, это касается поправок в Правила дорожного движения, во вторую – технических требований и соответствующей классификации всего, что имеет электродвигатель и предназначено для персонального использования.
Строго говоря, должно бы быть наоборот: разделив новые средства передвижения по техническим характеристикам и принципам движения и управления, для каждой группы можно было бы устанавливать свои требования. Однако попытки разработать новый ГОСТ пока в зачаточном состоянии, а все усилия направлены на создание общедоступных правил использования. К сожалению, за более чем два года Минтрансу и МВД так и не удалось протолкнуть согласованные поправки в ПДД, которые могли бы урегулировать правовой статус пользователей подобных средств индивидуальной мобильности (именно такое наименование предложили чиновники) или, сокращенно, СИМ.
Приоритетный ареал обитания СИМ – велосипедная инфраструктура, если таковой не имеется – тротуар, затем обочина и только если не остается других вариантов – проезжая часть, и то при ряде ограничений. Вводятся новые знаки для пользователей СИМ, а также запрет на управление в состоянии опьянения.
Ну а пока поправки не приняты, повторимся, имеет смысл призвать на помощь здравый смысл и пользоваться СИМами осмотрительно.
Если приходится ехать по тротуару, подумайте не только о пешеходах, но и о себе, ведь столкновение и последующее падение чревато самыми серьезными последствиями. Независимо от уровня мастерства, не помешает защитная экипировка – велошлем, наколенники, налокотники. Нужны световые приборы, так вы сделаете себя более заметным для всех.