Многие автомобилисты весной 2022 года столкнулись с резким подорожанием запасных частей и комплектующих для легковых автомобилей. Главными причинами называются прерывание логистических цепочек и резкие колебания курса рубля. По некоторым товарам стоимость выросла почти вдвое по сравнению с прошлым годом. Между тем, сейчас курс рубля заметно окреп, однако выравнивания цен не наблюдается. Как долго это продлится?
Подорожание на треть
Как пишет «Коммерсант», с начала марта 2022 года автомобильные запчасти в России подорожали в среднем на 30%. Сложности с поставками через европейские порты привели к приостановке контейнерных перевозок. За два месяца возник дефицит, из-за чего самые востребованные комплектующие стали сильно дорожать. Поползли вверх цены на бамперы, стекла и фары, шины, воздушные и масляные фильтры, свечи, катушки зажигания, тормозные колодки и прочие расходники. По некоторым дефицитным позициям подорожание составило 300% и более. Самые ходовые товары выросли в цене вдвое, а в среднем запчасти для кузовного ремонта по итогам апреля подорожали на 31% к аналогичному периоду прошлого года.
Вне зависимости от марки автомобиля на 34% и 32% подорожали передний и задний бамперы. На 32% прибавили в цене передние фары, крылья, передние двери, капоты и задние двери. Решетки радиатора выросли на 29%.
Если приехать в магазины шин, то цена на самые ходовые покрышки размерности R15 поднялась почти в два раза. Колеса известных мировых производителей, таких как Nokian, Michelin и Goodyear, которые стоили раньше около 3−4 тысяч рублей, сейчас отпускаются по 7−8 тысяч. Самые дешевые шины Кама продаются по 4,5 тыс. рублей.
Аналогичная ситуация с автомобильными маслами. Канистра фирменного масла Volkswagen емкостью 1 литр продается по 2,3 тыс. рублей, а 4-литровая уходит за 9 тысяч. Castrol почти не найти, а другие бренды подняли цены вдвое.
Как пишет «Коммерсант», запасы наиболее востребованных оригинальных запчастей иссякают, и по оценкам дилеров, через два месяца им придется полностью перейти на неоригинальные товары. С поставками из Китая проблем нет. Правда, могут возникнуть серьезные вопросы к качеству.
Лучше всего обстоит ситуация с деталями подвески, такими как рычаги, амортизаторы, подшипники. Самый же большой дефицит наблюдается среди агрегатов в сборе, которые обычно заказывались из Европы по VIN-номеру автомобиля. Это генераторы, двигатели, детали трансмиссии и коробок передач, блоки управления, электроника и прочие сложные комплектующие.
Что даст «параллельный импорт»?
Министерство промышленности и торговли, чтобы снять дефицит, разрабатывает процедуру так называемого «параллельного импорта». Этот законодательный механизм предполагает ввоз товаров в Россию без согласия владельцев торговых марок. Минпромторг уже составил список из более чем 200 брендов из недружественных стран, среди которых Cummins, Deutz, Kubota, Hyundai, Nissan, Volkswagen, Toyota, Volvo и Scania. Минпромторг разрешил ввозить «серые» детали для Land Rover, Jeep, Jaguar, Chrysler, Bentley, Cadillac, Tesla, Skoda, Nissan и других марок. Можно будет легально экспортировать технические узлы и электронику Wabco, приводные ремни и гидравлику Gates, шины Continental, Michelin, Goodyear и Bridgestone. В целом «параллельный импорт» может заменить до 40% традиционных международных поставок, до 30% необходимого объема деталей можно будет приобрести из дружественных стран напрямую, а ещё 15% произвести самим.
По сообщениям ТАСС, если механизм параллельного импорта будет отлажен и авторитейлеры найдут средства на выкуп, таможню, транспортировку и компенсацию неизбежных валютных рисков при конвертации, рынок постепенно начнет наполняться оригинальными запчастями, поставляемым через сторонние фирмы. Улучшение ситуации с дефицитом автодеталей прогнозируется уже к осени 2022 года.
Поставки предполагается осуществлять через Турцию, Казахстан, Армению и другие государства. Предложенные меры помогут заполнить высвободившиеся ниши альтернативными поставщиками из стран Азии и организовать масштабные закупки запчастей для отечественного авторынка. Среди рисков «параллельного импорта» отмечают возможное отсутствие гарантийного сервиса, непрозрачное ценообразование и ограниченный ассортимент.
Владимир Гаврилов