С 2015 года идет активное внедрение комплексов видеофиксации на машинах специальных служб. С помощью камер идет мониторинг дорожной обстановки, и в случае грубых нарушений правил дорожного движения другими водителями записи передаются в ГИБДД или в Центр организации дорожного движения (ЦОДД) для составления административных протоколов.
Эти камеры помогают проконтролировать участки трасс, где еще нет стационарных комплексов. Поэтому лихачить на дорогах становится уже накладно. На каких же машинах работают такие камеры?
Контроль полосы
В 2015 представители Центра организации дорожного движения (ЦОДД) сообщили о запуске эксперимента, в ходе которого 110 автобусов, принадлежащих ГУП «Мосгортранс», были оборудованы камерами видеофиксации нарушений.
Эти устройства работали в основном по одному нарушению, а именно — контролировали соблюдение полосности другими участниками движения. Если машина заезжала на выделенную полосу и вставала перед автобусом, блокируя проезд, то система передавала информацию о происшествии в ЦОДД для составления протокола.
Эксперимент был признан удачным, и сейчас по Москве передвигается больше сотни автобусов «Мосгортранса», оборудованных подобными системами. Работают камеры на разных маршрутах и используются как профилактическая мера для дисциплинирования водителей.
Увеличивать количество камер в автобусах оказалось неэффективным, потому как приоритет сейчас отдается более функциональным дорожным комплексам, умеющим работать по нескольким десяткам нарушений.
Согласно статье 12.17 КоАП РФ, в Москве или Санкт-Петербурге за выезд в нарушение правил на полосы для общественного транспорта водителям может выноситься штраф в размере 3000 рублей. В других регионах штрафуют на 1500 рублей.
Скрытое патрулирование
Камеры видеоконтроля находятся в некоторых автомобилях ГИБДД, ведущих скрытое патрулирование. Инспекторы снимают нарушение на видео, сидя в обычном автомобиле, который зарегистрирован на МВД. Затем сделанные ролики с изображением нарушений пересылаются ближайшему экипажу ДПС, который останавливает нарушителей и оформляет протоколы вручную.
По информации ГИБДД Москвы, всего с середины июня 2021 года с помощью «скрытых патрулей» было оформлено более 400 административных правонарушений. Самое распространенное из них — избыточная тонировка боковых стекол автомобилей. Всего инспекторы задержали 184 таких нарушителя и составили административные протоколы на пятьсот рублей.
Также было зарегистрировано 58 случаев управления транспортными средствами с нестандартными знаками. Исходя из требований статьи 12.2. КоАП РФ, водители были оштрафованы на пятьсот рублей.
Помимо этого, 48 водителей остановили за проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора. За это деяние по статье 12.12 КоАП РФ положен штраф в размере одной тысячи рублей.
Еще во время скрытого надзора инспекторы ГИБДД выявили 9 пьяных водителей. В соответствии со статьей 12.8 КоАП РФ, они были оштрафованы на 30 тысяч рублей и лишены прав на срок от 1,5 до 2 лет.
«Скорая помощь»
Камеры видеоконтроля за нарушениями ПДД ставятся и в некоторые автомобили «скорой помощи». Эти устройства фиксируют блокирование автомобиля со спецсигналами другими участниками движения.
Преимущественное право проезда «скорой помощи» дают синие проблесковые маячки вместе со специальным звуковым сигналом. В таком случае при приближении спецтранспорта другие водители должны уступить дорогу.
Статья 12.17 КоАП РФ гласит, что «непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех месяцев до одного года».
Если «скорая помощь» следует по вызову и автомобилист откровенно препятствует проезду, то в отношении него может быть заведено уголовное дело. Уголовный кодекс РФ имеет статью 124.1 «Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи». Под нее, в частности, попадает и недопуск машин «скорой помощи» к пациентам.
Владимир Гаврилов