Любой автомобиль может сломаться, но хуже всего, когда это происходит в дороге, вдали от городов и сервисных станций. Что предпринять в такой ситуации и как заранее минимизировать риск таких неприятных сюрпризов?
Убираем автомобиль с проезжей части
Если у машины внезапно не отвалилось колесо, а она просто заглохла или зажглась какая-то из контрольных ламп, предписывающая немедленно остановиться, то надо при первой же возможности съехать на обочину или на любой примыкающий выезд.
Далее следует включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. За невыполнение этих требований по статье 12.20 КоАП РФ сотрудники ГИБДД могут вынести предупреждение или наложить штраф в размере 500 рублей. В темное время суток также нужно включить габаритные огни.
Выясняем причины вынужденной остановки
Некоторые технические неполадки легко диагностировать. Если зажглась контрольная лампа (например, о низком давлении масла или уровне охлаждающей жидкости), то можно проверить это под капотом автомобиля – и не забываем при любых работах надевать светоотражающий жилет.
Если поломка не связана с внешними факторами (например, после попадания в яму), а что-то вдруг перестало работать, то не лишним будет проверить блок предохранителей (в машине их обычно несколько, со схемой расположения поможет справиться инструкция по эксплуатации). Бывает и так, что водителям банально не хватает топлива, чтобы дотянуть до ближайшей АЗС.
Оцениваем возможность самостоятельного ремонта
Если требуется просто доливка технических жидкостей или замена предохранителя, но их нет с собой в машине, то можно попробовать остановить какую-то из попуток и доехать до ближайшей АЗС или автомагазина. Бывает, что пропадает зарядка аккумулятора из-за обрыва ремня генератора – в этом случае потребуется не только сам ремень, но и инструмент для его замены.
Не исключено, что кто-то из встречных или попутных водителей сможет помочь устранить поломку, имея опыт ремонта конкретных моделей автомобилей, но многие современные машины «на коленке» уже не починить.
Что делать, если на месте устранить поломку не получается?
При покупке нового автомобиля у владельца есть право в течение нескольких лет пользоваться фирменной помощью на дороге – от него требуется лишь дозвониться до оператора и рассказать суть проблемы, а дальше ожидать эвакуатор. Во всех остальных случаях нужно добраться до ближайшего автосервиса.
Отбуксировать машину с механической коробкой передач не составит никаких проблем, а вот с автоматическими трансмиссиями следует обращаться бережно – допускается буксировка на расстояние не более 30-50 км и со скоростью до 50 км/ч.
Если буксировка строго запрещена инструкцией по эксплуатации или у машины отсутствует крюк или проушина спереди, то тогда необходимо вызывать эвакуатор. Здесь также есть нюанс – все современные машины оснащаются электромеханическим «ручником», который не всегда можно разблокировать, если двигатель не заводится. В таком случае обычный эвакуатор не подойдет, нужен грузовик с манипулятором.
Как снизить риск поломок на трассе?
Разумеется, все неприятности предусмотреть невозможно. Но, отправляясь в дальнюю поездку, не лишним будет провести техническое обслуживание или хотя бы осмотр автомобиля на подъемнике – проверить уровни жидкостей, состояние шин, запасного колеса и подвески.
С собой стоит взять канистру масла, антифриза и топлива (если по маршруту мало АЗС), набор предохранителей и инструментов, буксировочный трос, насос или компрессор и светоотражающие жилеты. Можно также заранее найти контакты местных эвакуаторов и автосервисов, если по пути не слишком хорошее качество мобильного интернета. Также рекомендуем всегда иметь в машине запас воды, еды и теплые вещи (в холодное время года).