Мотосезон открыт: о чем важно помнить всем

Ездить на мотоцикле опаснее, чем на автомобиле. Всегда ли так будет?
Алексей Лучников

Зима в этом году подзадержалась. И когда фанаты двухколесного транспорта вырвались на «оперативный простор», некоторые из них сразу же попали в сводки происшествий. Несмотря на это, многие по-прежнему относятся к мотоциклу не как к средству передвижения, а как способу удовлетворения амбиций и источнику адреналина. Отсюда и характерные особенности поведения.

Систему ценностей одним махом не изменишь, но вот пошатнуть легкомысленное отношение к безопасности езды на мотоцикле можно попробовать. Помогут в этом цифры.

Мотоциклисты попадают в ДТП из-за превышения скорости и движения в междурядье

В нашей преимущественно северной стране мототранспорт не очень-то распространен. Его доля не дотягивает и до 4% транспортного парка. Однако вклад в ситуацию на дорогах они вносят немалый: в прошлом году мотоциклисты стали участниками более 6,7 тыс. ДТП, в них погибло 716 человек (это 5,7% от всех погибших) и более 7,1 тысячи получили ранения. В основном, гибнут и калечатся сами байкеры, что, в общем, легко объяснимо. Использующие специальное обмундирование, главным образом, шлем, имеют вдвое меньший риск гибели, чем те, кто пренебрегает защитой. В более чем половине аварий признаны виновниками сами мотоциклисты.

Мотоцкл дтп

В почти половине происшествий байкеры не имели прав соответствующей категории либо были лишены их. А каждый пятый был пьян. В течение года пик аварий и их жертв приходится на июль, зато с ноября по март друзьям и родственникам байкеров можно спать спокойно.

Чистый регистрационный знак позволяет сделать мотоциклиста заметнее в потоке

Как изменить ситуацию? Первый рецепт прост: байкеров надо хорошо учить и объяснять, что не зря весь мир их относит к категории уязвимых участников движения. Сюда же, кстати, входят велосипедисты, пешеходы, инвалиды и дети. Официально сесть за руль мотоцикла не так-то и просто.

Для получения прав на легкий мотоцикл — рабочим объемом до 125 «кубиков» — надо быть не моложе 16 лет, для полноценного байка — 18 лет.

Придется очно отучиться в мотошколе, на что потребуется порядка двух месяцев, и сдать экзамен в ГИБДД. Его принимают на специальной площадке, на которой необходимо продемонстрировать навыки владения двухколесной техникой среди конусов и габаритных досок. Управление без прав, напомним, чревато штрафом от 5 до 15 тысяч рублей.

18

Опытные байкеры говорят, что базовых навыков, полученных в мотошколе, категорически недостаточно для безопасной езды на мотоцикле в современном городе, где случается основная масса неприятностей. Понять идеологию управления двухколесным транспортом и, главное, грозящие опасности помогут специализированные курсы.

Что же касается тактики движения на двух колесах в современном потоке, то надо придерживаться простых правил, вытекающих из приведенных выше причин аварий.

Скорость, дистанция и безопасный боковой интервал, а также соблюдение правил приоритета — вот что требует внимания в первую очередь.

Одна из главных проблем байкеров — низкая информативность для других участников движения. В плотном потоке компактную двухколесную машину часто просто не замечают, отсюда внимание к исправности внешних световых приборов и прочих элементов, позволяющих сделать себя заметнее. Кстати, чистый номер, имеющий световозвращающую поверхность, тоже в этом поможет.

Многие нарушения остаются незамеченными, хотя именно они чаще всего приводят к ДТП

Сейчас уже мотоциклисты не столь безнаказанны, как еще несколько лет назад. Камеры, «стреляющие» вслед, и пересевшие на мощные байки сотрудники ГИБДД без улова не остаются. По этой же причине не стоит хитрить с номером, заляпывая его грязью, изгибая, переворачивая, а то и вовсе снимая. Поймают — в лучшем случае оштрафуют на 5 тысяч рублей, в худшем — лишат прав на 1−3 месяца.

Один из вопросов, вокруг которого поломано немало копий: можно ли ездить между рядами автомобилей? Ответственно и однозначно отвечаем: нельзя! Да, движение в одной полосе по соседству с неспешно плетущимися в пробках машинами не запрещено. Однако поскольку в реальном потоке не как на параде, когда техника идет строго по линеечке, и автомобили хаотично смещены относительно центра полосы, байкеру приходится лавировать между ними и то и дело пересекать линию разметки, разделяющую смежные полосы. Даже если она прерывистая, ее многократное пересечение по сути считается перестроением, а значит, прямо запрещено пунктом 9.4 Правил дорожного движения.

75 лет мирной истории мотоциклов Jawa
75 лет мирной истории мотоциклов Jawa
75 лет мирной истории мотоциклов Jawa
75 лет мирной истории мотоциклов Jawa
75 лет мирной истории мотоциклов Jawa
22

Да, фактически за это не штрафуют, но если байкер не справится с управлением, не рассчитает дистанцию или боковой интервал и, как следствие, зацепит кого-то, виновным с высокой вероятностью признают его. Скорее всего, это и будет то самое нарушение правил расположения на проезжей части, входящее в число самых распространенных причин ДТП с участием мотоциклов.

Для спасения мотоциклистов должны сказать свое веское слово и дорожники. Набор мер, которые позволяют сохранить жизни и здоровье допустивших ошибку или ставших жертвами чужой ошибки байкеров, в общем-то, хорошо известен. Специальные дорожные ограждения с защищенными вертикальными стойками, наиболее опасными для скользящего по поверхности дороги вследствие падения мотоциклиста, специальные полосы, отделенные от основной проезжей части, зоны ожидания разрешающего сигнала светофора и многое другое.

Контент недоступен