6 страшных аварий, после которых гонщики продолжили карьеру

В автоспорте постоянно повышают безопасность машин и трасс, но иногда случаются очень серьезные происшествия
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail

Риск для жизни и здоровья и автоспорт неразделимы — ежегодно происходит множество серьезных аварий. К счастью, большинство из них заканчиваются для гонщиков без последствий, но иногда обстоятельства выходят «за грань». И даже серьезные травмы, полученные в таких инцидентах, не останавливают пилотов от дальнейших выступлений!

Гран При Германии 1976 года, Ники Лауда

Тот драматичный чемпионат навсегда вошел в историю автоспорта и стал основой художественного фильма «Гонка» о противостоянии Ники Лауды и Джеймса Ханта. Переломным моментом стал Гран При Германии 1976 года. Прошел он на Северной петле Нюрбургринга, которая на тот момент унесла 131 жизнь за 49-летнюю историю, — последняя фатальная авария случилась как раз за 2 недели до Гран При.

Гран При Германии 1976 года, Ники Лауда
Гран При Германии 1976 года, Ники Лауда
Гран При Германии 1976 года, Ники Лауда
Гран При Германии 1976 года, Ники Лауда

Ники Лауда, который годом ранее стал чемпионом и установил рекорд прохождения круга на Нюрбургринге для Формулы-1 (6:58.6), лидировал в сезоне 1976 года до Гран При Германии и на брифинге пилотов призывал всех бойкотировать гонку на этой крайне небезопасной трассе. Он был недоволен небольшим количеством маршалов и спасательных служб на почти 23-километровом (в тот момент) треке, а по прогнозам еще и ожидался дождь. Но по итогам голосования (с разницей всего в один голос) приняли решение стартовать.

Перед стартом действительно начал накрапывать дождь, большинство гонщиков стартовало на «мокрых» шинах, включая и Лауду. Однако затем трасса высохла, Лауда поехал на смену колес и дальше атаковал, чтобы отыграть потерянное время. Но Ники потерял управление своей Ferrari 312Т2 и на большой скорости влетел в ограждение. Начался сильный пожар, некоторым соперникам не удалось избежать столкновения с машиной Лауды. К счастью, все они побежали к нему на помощь и смогли вытащить его из горящей «Феррари». Только это спасло австрийцу жизнь, хотя он и получил серьезные травмы и едва не погиб в больнице — у него сильно обгорело лицо, пострадали легкие от ядовитых продуктов горения.

Контент недоступен

Тогда весь мир Формулы-1 думал, что Лауда не вернется в гонки. Но всего спустя 6 недель после страшной аварии он вышел на старт Гран-При Италии на сверхскоростной трассе в Монце! Финальная гонка в Японии должна была определить имя чемпиона, но в сильный дождь еще не восстановившийся психологически Лауда принял решение свернуть в боксы и отдать титул Ханту. Впрочем, австриец отыгрался всего через год, а в третий раз стал чемпионом Формулы-1 в 1984-м.

Гран При Аделаиды 1995 года, Мика Хаккинен

Финн Миха Хаккинен дебютировал в Формуле-1 в 1991 году, но уже в 1993-м попал в McLaren, одну из топ-команд. Хаккинен показывал хорошую скорость и считался будущей звездой чемпионата — показывать результаты мешали больше серьезные проблемы с надежностью машины, чем его пилотирование. А в 1995 году он едва не расстался с жизнью, попав в ужасающую аварию на городской трассе в австралийской Аделаиде.

Контент недоступен

Случилось это в квалификационных заездах (они определяют стартовую решетку гонки). На большой скорости лопнула шина, и неуправляемый McLaren полетел в стену. Хаккинен получил перелом основания черепа, из-за чего он не мог дышать, но на его счастье совсем рядом оказалась медицинская машина, поэтому врачи успели сделать ему трахеоскопию и тут же повезли в госпиталь.

Бригаду медицинской машины тогда возглавлял профессор Сид Уоткинс, который за свою почти 30-летнюю службу в Формуле-1 создал новые стандарты работы медиков на гоночных трассах, чем спас немало пилотов, и оставил свой пост лишь в 77 лет. Но именно этот случай он считает одним из важнейших в карьере. Сам Хаккинен восстановился уже к началу следующего сезона, а с тех пор дважды становился чемпионом мира за McLaren — в 1998 и 1999 годах. В дальнейшем Мика выступал в чемпионате DTM, но успехов в специфичной серии добиться не смог.

CART, Лаузитцринг, 2001 год. Алессандро Дзанарди

Итальянец Алессандро Дзанарди перешел в Формулу-1 в 1991 году, не запомнился яркими выступлениями и в 1995 году начал выступления в американской серии CART, где дважды стал чемпионом (в 1997 и 1998 годах). После успеха в США его пригласила команда Williams, но за весь сезон-1999 он не набрал ни единого очка, хотя его напарник, Ральф Шумахер, закончил чемпионат на шестом месте. Williams разорвала контракт с Дзанарди, и в 2001-м он вернулся в CART.

Лаузитцринг, 2001 год. Алессандро Дзанарди
Лаузитцринг, 2001 год. Алессандро Дзанарди
Лаузитцринг, 2001 год. Алессандро Дзанарди

Тот сезон проходил для Дзанарди с переменным успехом, но все оборвала гонка на немецкой трассе Лаузитцринг. Алессандро выехал после пит-стопа и перестарался на непрогретых шинах. Его машину занесло, в нее на полной скорости врезался Алекс Тальяни, который не имел шансов избежать столкновения. В результате докторам пришлось ампутировать Дзанарди обе ноги в районе коленей.

Но это не сломило итальянца! Уже к концу года (а авария случилась 15 сентября) он встал на специальные протезы, а в 2003-м на переоборудованной машине CART доехал те «недостающие» 13 кругов до финиша. Тогда же он начал выступать в кузовных чемпионатах на BMW с ручным управлением. В 2005 году он даже выиграл чемпионат Италии и дважды поднимался на подиум в Мировом Туринге!

В дальнейшем были еще победы и подиумы в европейском и мировом первенствах, а потом Дзанарди перешел в гонки категории GT, где он смог выиграть один раз. Но, помимо автоспорта, Алессандро Дзанарди занялся гонками на ручных велосипедах и четыре раза стал чемпионом Паралимпийских игр! К сожалению, в 2020 году во время очередного марафона он стал участником ДТП и с тех пор находится в искусственной коме.

Гран При Канады 2007 и Ралли Ронде ди Андорра 2011, Роберт Кубица

Роберт Кубица стал первым поляком в 2006 году, дебютировавшим в Гран При Венгрии за команду Williams. Но стабильно набирать очки и бороться в группе лидеров он начал со следующего сезона, в котором и произошла пугающая авария. На Гран При Канады Роберт потерял управление машиной, и на скорости 300 км/ч его Williams врезался в бетонное ограждение, после чего отлетел на другую сторону трассы. От болида не осталось вообще ничего, кроме углепластикового кокпита. Пиковая перегрузка в момент удара составила 75g!

Robert Kubica
Источник: Crash Media Group

К счастью, Роберт не получил серьезных травм, хотя врачи отстранили его от следующей гонки, и закончил чемпионат на шестом месте. Казалось, что такая авария повлияет на психологический настрой Кубицы, но поляк удивил весь мир, ровно год спустя выиграв гонку на той же канадской трассе. После ухода BMW в 2009 году Роберт перешел в команду Renault, которая постепенно набирала форму. И считался одним из главных фаворитов сезона 2011 года.

Но все перечеркнула авария 6 февраля 2011 года на региональном ралли в Италии, где он не удержал на трассе хэтчбек Skoda Fabia S2000. Металлический барьер, вместо того, чтобы погасить энергию удара, как ножом прошил насквозь машину. Роберт оказался заблокирован внутри почти на час, потерял много крови, а рельс очень сильно повредил его правую руку — фактически она была уничтожена. Реабилитация заняла несколько лет и поставила крест на его карьере в Ferrari — позднее Кубица заявил, что контракт с итальянской командой на сезон 2012 года уже был подписан.

Но если для гонок Формулы-1 правой руке не хватало силы и подвижности, то в ралли Кубица вернулся уже в 2012-м, а годом спустя стал чемпионом мира в зачете WRC2 и перешел в высшую категорию, где, впрочем, успеха не добился. В 2016-м он стал участвовать в гонках категории GT, а главной сенсацией стало его возвращение в Формулу-1 в качестве «боевого» пилота команды Williams — той, в которой он и начинал карьеру.

Впрочем, Williams в те сезоны находился на «дне» чемпионата, поэтому Кубица смог набрать лишь 1 очко. Годом спустя он стал резервным пилотом команды Alfa Romeo и пару раз смог выйти на замену на старт, но и Alfa Romeo не блистала. Из Формулы-1 Кубица ушел, но автоспорт не бросил — в 2021 он стал чемпионом европейской серии ELMS в классе спортпрототипов LMP2 и в этом году продолжает выступления.

Этап Формулы-2, Спа-Франкоршам, 2019, Хуан-Мануэль Корреа

Трасса Спа-Франкоршам знаменита связкой поворотов Eau Rouge и Raidillion, которую многие называют едва ли не самой сложной и опасной в Формуле-1. К сожалению, за многолетнюю историю она не раз подтверждала этот статус. Здесь же, например, в 1986-м разбился насмерть немец Штефан Беллоф — его рекорд 1983 года на Северной петле Нюрбургринга держался до 2018 года.

Контент недоступен

Были тут и серьезные аварии в Формуле-1, но едва ли кто-то ожидал смертельный инцидент в гонке современной Формулы-2 — все же, скорости гораздо ниже при схожих стандартах безопасности. Виной всему — цепная реакция событий. На машине Джулиано Алези спустило колесо, в результате он потерял управление на выходе из «Радийона». Пытаясь увернуться от столкновения, Ральф Бошунг затормозил, на него налетел Антуан Юбер — его машина на большой скорости ударилась в отбойник и покатилась поперек зоны безопасности, где в него на полном ходу влетел Хуан-Мануэль Корреа, который не мог избежать столкновения из-за повреждения подвески в ходе наезда на один из обломков.

Жизнь Антуана Юбера на этом оборвалась, что серьезно шокировало автоспортивные круги — сейчас эта связка поворотов перестраивается в более безопасную конфигурацию. А Хуан-Мануэль получил многочисленные переломы ног и травму спины. Скорость в момент удара составила 218 км/ч, а пиковая перегрузка — 65g. Но Корреа смог восстановиться и сейчас выступает в чемпионате Формулы-3, где занимает 5-е место после первого этапа.

Гран При Бахрейна 2020, Роман Грожан

После смерти Антуана Юбера вновь ужесточили стандарты безопасности. И, казалось, что ничего подобного мы в ближайшее время не произойдет. Но Гран-При Бахрейна 2020 года заставил ахнуть весь мир. В толчее первого круга гонки вдруг на общем плане трансляции было видно, как одна машина резко вильнула в сторону, а через секунду миллионы телезрителей увидели взрыв!

Контент недоступен

Гонка была моментально остановлена, но очень долго никому не показывали, что там произошло — это лишь усиливало тревожные опасения. И потом стало понятно, по какой причине — сначала врачи должны были убедиться, что Роман Грожан не получил фатальных травм. Видео ужаснуло всех — сразу вспомнились картинки из «Терминатора-2». Машина Haas врезается в барьер, ее разрывает на две части и моментально вспыхивает полный бак топлива. Лишь спустя несколько секунд из огня появляется Роман, которому, рискуя жизнь, помогают вырваться из пламени два доктора из медицинской машины.

Crash Romain Grosjean
Crash Romain Grosjean
Crash Romain Grosjean
Crash Romain Grosjean
Crash Romain Grosjean

К счастью, Роман не потерял сознание и смог отстегнуть ремни безопасности, поэтому отделался ожогами рук. До конца сезона оставалось еще две гонки, но восстановиться Грожан не успел и завершил карьеру. А уже в 2021-м он перешел в серию IndyCar, где уже завоевал свою первую «поул-позишн» и несколько раз поднялся на подиум!