Спасение космонавтов: миссия выполнима
Вездеходы-амфибии «Синие птицы», похожие на демилитаризованную военную технику, появляются тогда, когда больше никто другой не может добраться до места посадки спускаемого космического аппарата. Их задача — обнаружить и спасти космонавтов и спускаемый аппарат, оказавшиеся в окружении дикой природы в пустыне, степи, болоте или на воде.
Три птицы надежды
Название вездеходов — сокращение от «поисково-эвакуационной машины» с соответствующим номером: ПЭМ-1, ПЭМ-2 и ПЭМ-3. И у каждой из них своя миссия. Вместе эти три машины именуются поисково-спасательным комплексом и полностью дублируют на земле работу воздушных отрядов на вертолетах и самолетах. Вездеходы заранее отправляются в районы основного и запасного места посадки спускаемого аппарата и могут провести всю операцию самостоятельно, если погодные условия не позволяют применить воздушную технику.
Вездеход-амфибия: ПЭМ-1
Этот пассажирский вездеход-амфибия был создан для транспортировки космонавтов с
Не только для людей: ПЭМ-2
Схожий конструктивно с ПЭМ-1 вездеход-амфибия — грузовой вариант с крановой установкой, которая задействуется для погрузки и транспортировки спускаемого аппарата с места посадки космонавтов, а также для доставки в зону проведения спасательной операции снегоболотохода ПЭМ-3. На ПЭМ-2 передвигаются три члена экипажа.
Снегоболотоход: ПЭМ-3
Шнекороторный снегоболотоход или просто «шнек» длиной 4,68 м и полной массой 2,25 т отправляется на предполагаемое место посадки в кузове ПЭМ-3 в случае, если на местности есть сложный рельеф и покрытия, которые представляют трудности для шестиколесных вездеходов: болота или снег глубиной выше полуметра.
В машине два места для экипажа (медик и водитель) и пара — для космонавтов. ПЭМ-3 может передвигаться по болоту со скоростью до 12 км/ч, воде — до 13 км/ч, по снегу — до 25 км/ч.
Космонавтов машина перевозит в кузове, а спускаемый аппарат тащит волоком на буксире.
Детище советского изобретателя
Инициатором создания такой поисково-спасательной техники был отец советской космонавтики Сергей Павлович Королев. А разработкой комплекса из трех машин в специальном конструкторском бюро автозавода ЗИЛ руководил главный конструктор Виталий Андреевич Грачев.
Виталия Грачева называют одним из величайших советских автомобильных конструкторов прошлого столетия. Он принимал участие в создании десятков внедорожников, амфибий и бронетранспортеров.
Специфическая школа внедорожных транспортных средств Грачева оставила характерный след в конструкции вездеходов ПЭМ.
Ноу-хау из семидесятых
Во всех трех вездеходах используются двигатели от серийных машин. В ПЭМ-1 и ПЭМ-2 это 150-сильные 6-литровые бензиновые моторы V8 с чугунным блоком от грузовика ЗИЛ-130. А в «шнеке» ПЭМ-3 — две 1,5-литровых 77-сильных жигулевских «четверки» ВАЗ-2103, по одной на каждый шнекороторный движитель.
В отличие от обычных машин, у которых мотор находится над рамой, а трансмиссия и раздаточные коробки под ней, в вездеходах ПЭМ все агрегаты расположены в одной плоскости внутри рамы, между колес — двигатель по центру, а карданы — по бокам от него.
В трехосных вездеходах ПЭМ 16 карданных валов, с помощью которых приводятся в движение все колеса и гребные винты. Колеса каждого борта связаны между собой и не буксуют по отдельности, а чтобы все они вращались одинаково, нужно заблокировать межбортовой дифференциал. Передние и задние колеса у ПЭМ-1 и ПЭМ-2 - управляемые. Задние поворачиваются при угле поворота передних больше 5°.
После Гагарина
Встреча первого космонавта на земле проходила без «Синих птиц». Они появились спустя примерно 15 лет после этого события мирового масштаба. А в апреле 1961 года за спускаемым аппаратом космического корабля «Восток-1» и Юрием Гагариным в пригород Энгельса Саратовской области приехал самый обычный внедорожник ГАЗ-69.
До поисково-спасательного комплекса
Предвестник нынешних «ПЭМок», как их зовут экипажи, был построен в 1966 году. Он назывался ПЭУ-1 (Поисково-эвакуационная установка) и представлял собой подобную ПЭМ-2 шестиколесную машину-амфибию с кузовом для перевозки спускаемого аппарата. Тот автомобиль был оборудован краном и местом для носилок. Но окрашен он был в оранжевый, а не в синий цвет.
Почему «синие птицы»
Название «Синие птицы» дали поисково-эвакуационным вездеходам сами космонавты. Оно родилось у
Незаменимые
Машины из семидесятых годов до сих пор встречают наших космонавтов, сроки их службы по причине высокого запаса прочности продлеваются, а кузова и механизмы чинятся и обслуживаются с использованием деталей от списанных машин. Ни один существующий современный вездеход не способен превзойти «Синие птицы».
Несмотря на наличие в арсенале поисково-спасательных подразделений вертолетов и самолетов, комплекс ПЭМ актуален по сей день. Он полностью дублирует работу поисковиков на летательных аппаратах и, в отличие от последних, независим от погодных условий — метелей, буранов, тумана и прочих.
Наше аэрокосмическое наследие
С середины семидесятых до начала девяностых годов для нужд ракетно-космической отрасли было построено более тридцати «Синих птиц». Из них 14 пассажирских, 12 грузовых с подъемной установкой и 5 шнекороторных снегоболотоходов. Сегодня продолжают нести службу по 5 машин ПЭМ-1 и ПЭМ-2, а также 2 «шнека» ПЭМ-3. Все остальные были списаны. Один из таких вездеходов-амфибий с бортовым номером 64 восстановлен и находится в рабочем состоянии в частной коллекции в Подмосковье. Его можно увидеть на пробегах и выставках Военно-технического общества.