Российские автозаводы ищут пути для импортозамещения компонентов и готовятся существенно упростить комплектации выпускаемых машин. Труднее всего это сделать в случае с электроникой и сложными узлами — на поиск альтернативных поставщиков и внедрение их продукции в производственный процесс может уйти от нескольких месяцев до года, говорят эксперты.
В условиях санкций и разрыва цепочек поставок усиленно ищут замену привычным комплектующим даже исконно российские автомобильные бренды. Так, на этой неделе «АвтоВАЗ» объявил о выпуске спецверсий Lada, в которых заменят «некоторые критически важные импортные компоненты альтернативными решениями».
«АвтоВАЗ» уже не раз упрощал конструкцию своих автомобилей из-за дефицита деталей, в частности, с осени 2021 года часть автомобилей сходят с конвейера без системы экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС». По информации портала «Лада Онлайн», с 1 марта вместо комбинированной отделки кресел на Lada Niva Urban применяется тканевая. На модификациях Granta осенью 2021 года была упрощена обивка дверей и технология изготовления боковых дефлекторов обдува.
Выпуск самой доступной в линейке «АвтоВАЗа» Granta не раз приостанавливался в прошлом году из-за проблем с поставкой блоков ABS немецкой Bosch. Эта же компания поставляет топливную аппаратуру для завода, предприятия Bosch в Самаре и других регионов ушли в простой на этой неделе.
В связи с этим «АвтоВАЗ» будет вынужден перейти к запасному плану производства — выпуску некоторых моделей с неэкологичными моторами «Евро-2». Об этом «Газете.Ru» рассказал автор сообщества «Русский автомобиль» Сергей Цыганов со ссылкой на инсайдерскую информацию на заводе. По его информации, такие машины могут сойти с конвейера в Тольятти уже в мае.
Ровно по такому же пути может пойти «КамАЗ», с начала апреля Челнинский автозавод начнет отгружать дилерам грузовики поколения К3 с моторами экологического класса «Евро-2», сообщают «Ведомости». В связи с этим правительство может смягчить требования к отечественным автопроизводителям по части токсичности выхлопа, писал ранее «Коммерсантъ».
Какой-то не патриот
На автомобилях УАЗ «Патриот» устанавливается антиблокировочная система тормозов Bosch, коробка передач и раздаточная коробка корейской марки Dymos, автоматическая трансмиссия французской Punch.
По информации «Авторевю», на момент начала производства в 2005 году «Патриот» имел всего 20% импортных компонентов, однако уже к 2013 году оказался локализован менее чем на 50%.
При этом по состоянию на 2020 год степень локализации УАЗов оценивалась Минпромторгом в 2216 баллов при минимальном уровне в 3200 баллов, позволяющем участвовать в госзакупках, писала газета «Ведомости». Сейчас специалисты Ульяновского автозавода усиленно ищут альтернативных поставщиков, сообщает сама компания.
И, надеемся, уже очень скоро мы сможем рассказать официальные подробности», — сказал “Газете.Ru” представитель УАЗа в ответ на вопросы о том, каких опций и систем может лишиться продукция завода.
«Газета.Ru» обратилась в пресс-службу Минпромторга с вопросами о том, получат ли российские автопроизводители право выпускать автомобили без антиблокировочной системы тормозов, курсовой стабилизации и подушек безопасности, и о планах по снижению требований к экологичности автомобилей, в министерстве отказались от комментариев.
На поиск альтернативных поставщиков автокомпонентов и внедрение их изделий в производственный процесс может уйти от нескольких месяцев до года, отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Упрощения однозначно будут, уверен он, у автомобилей Lada они могут коснуться прежде всего электроники, включая системы активной безопасности, парктроники, мультимедиа, климат-контроль.
«Также возможно упрощение топливной системы, — перечисляет Бургазлиев в беседе с “Газетой.Ru”.
Весь автопром до сих пор испытывает проблемы с нехваткой полупроводников, кроме того, вопрос в том, разрешит ли компания Renault (контролирует «АвтоВАЗ») локально устанавливать компоненты, не входящие в их глобальный пул поставщиков, добавляет эксперт. Процесс добавления нового поставщика в пул занимает до года, указывает он.
В случае с УАЗом альтернативы также может требовать электроника и импортные коробки передач, элементы топливной системы. «Группе ГАЗ», уже имеющей опыт работы в режиме санкций, придется договариваться об альтернативе для дизельных моторов американской фирмы Cummins, которыми оснащаются «Газели», либо об их локальном производстве.
Среди российских автопроизводителей проще всего к новой реальности будет адаптироваться ГАЗу, уверен автоэксперт Игорь Моржаретто.
Надеюсь, что мы проскочим, и отказываться от таких опций, как кондиционер и ABS, не придется, — рассуждает Моржаретто в беседе с «Газетой.Ru».
Сейчас ведется разработка поправок в технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», которые допускают отступление и от норм по экологичности и безопасности, знает собеседник.
Европейские компоненты двигателей, включая поршни и кольца, заместить несколько проще, чем электронику — найти эквивалент в Китае или возобновить собственное производство.
«Я думаю, в течение 3−4 месяцев все должно решиться — если ситуация не нормализуется иными путями», — надеется Моржаретто.
«Газета.Ru» обратилась на «АвтоВАЗ» с вопросами о том, какие из более существенных узлов и агрегатов могут быть удалены из оснащения автомобилей в рамках работы в новых условиях, на момент публикации ответ с редакцию не поступил. Те же вопросы оставили без ответа и в «Группе ГАЗ».
Михаил Лобачев