Перегорит ли бензонасос из-за езды «на лампочке»

Среди автомобилистов есть поверье, что езда с низким количеством топлива в баке противопоказана машине. Так ли это на самом деле?

Мастера автосервисов нередко придумывают отговорки для того, чтобы отказать автомобилистам в гарантийном ремонте. Мнимые нарушения эксплуатации расцениваются как причина для невыполнения обязательств.

Этот прием подхватывают гаражные мастерские, которые тоже рождают мифы, среди которых заметную роль играют рассказы о топливном насосе. Насколько хорошо он работает при низком уровне топлива и какой будет вред для автомобиля, если бензин внезапно кончится?

Лампа датчика уровня топлива
Источник: legion-media

Езда с низким уровнем топлива

Существует весьма распространенное поверье об опасности движения «на лампочке». Так в народе называют кратковременные поездки на машине, когда в баке остался только резерв бензина. Как правило, он исчисляется 7−10 литрами.

Водитель перед поездкой заливает в бак только небольшое количество топлива, с расчетом на запланированный путь, и едет, не обращая внимания на загоревшееся на приборной панели предупреждение. Бывалые водители утверждают, что такие поездки чреваты перегревом топливного насоса, потому как он оказывается не полностью погружен в бензин, отчего отвод тепла снижается и технический узел оказывается в опасности.

Дело в том, что на современных легковых автомобилях бензонасос размещается внутри бензобака, а его горловина опущена на дно в специальном углублении, чтобы собирать остатки горючего. На корпусе есть пластиковый противоотливный стакан, в котором установлен «патрон» бензонасоса и датчик уровня топлива. Он предназначен для защиты от оголения заборника при стартах и маневрах.

На первый взгляд, проблема перегрева насоса выглядит вполне реально. Однако это не совсем так, потому как охлаждение электромотора осуществляется не внешним топливом, а за счет прокачки бензина через сам насос. Погружение корпуса в холодный бензин не играет никакой роли в процессе охлаждения.

АЗС
Источник: Freepik

При этом даже при низком уровне топлива в баке условия работы насоса не изменяются. Они остаются прежними, как и в случае с полным баком. Он продолжает прокачивать через себя топливо с неизменным потреблением энергии и с паспортной производительностью. Лишний бензин при этом циркулирует через обратную магистраль и вновь сливается в бак.

Если провести эксперимент и взять новый насос от легкового автомобиля недорогого популярного бренда, то можно оценить его работоспособность прямо в руках.

Указатель топлива
Источник: Unsplash

Самый распространенный тип это насос с вихревой нагнетающей крыльчаткой. Паспортные характеристики — 90 литров в минуту, максимальное давление 6,5 бар, потребляемый ток 5 ампер. Если подключить его напрямую к аккумулятору, то при работе он греется совсем немного и остается слегка теплым. Чтобы начать перегреваться, он должен проработать несколько минут.

Если бензин в баке кончается, то насос не перегорит, потому как двигатель в этом случае быстро заглохнет.

Насосы, безусловно, рано или поздно выходят из строя. Правда, в основном происходит это из-за воды и грязи в баке и от естественного износа коллектора, щеток и крыльчатки. Однако чем меньше бензина в баке, тем больше становится концентрация разного рода нечистот и грязного осадка. Поэтому лучше держать бак полным.

Заправка
Источник: legion-media

Как понять, что бензонасос пора менять?

Необходимость замены бензонасоса становится очевидной при снижении давления топлива в системе. Начинаются перебои в смесеобразовании, горючее оказывается обедненным, и количество выделяемой энергии при сгорании резко снижается. В итоге динамика автомобиля снижается. Он плохо реагирует на педаль акселератора и может заглохнуть под нагрузкой.

Важным признаком скорой поломки насоса является и то, насколько легко можно завести повторно уже прогретый двигатель. При неисправном узле стартер может долго прокручивать вал двигателя без появления вспышек.

Двигатели Hyundai Palisade
Источник: Hyundai

Причина снижения динамики машины может быть связана не только с топливным насосом, но и с загрязненным топливным фильтром или повреждением регулятора давления. Чтобы проверить это подозрение, нужно пережать топливопровод и замерить давление. Если давление резко выросло, то регулятор неисправен.

При подтверждении проблем с насосом его необходимо срочно заменить. Иначе вскоре он перестанет работать, и автомобиль уже не заведется.

Владимир Гаврилов