Зависимость рынка новых и подержанных автомобилей, а также запчастей и комплектующих от изменения курсов валют может обернуться сложностями для водителей, лишившихся машины в результате ДТП или угона. Не все представляют, как страховые компании в нынешней ситуации будут исполнять свои обязательства по полисам каско.
Авто Mail.ru спросил у экспертов рынка, какую компенсацию автовладелец получит сейчас за угнанный или «затоталенный» автомобиль по ранее приобретенному полису каско и можно ли как-то изменить условия текущих договоров со страховой компанией, чтобы увеличить стоимость застрахованной машины.
Все как договаривались
Эксперты едины во мнении, что в нынешних условиях страховые компании будут работать так же, как и до подорожания машин. А значит, клиент по каско получит ту «сумму, которая указана в договоре страхования в периоде, в котором произошел страховой случай. То есть все в рамках заключенного ранее договора без каких-либо изменений», — говорит руководитель отдела страхования компании «Газпромбанк Автолизинг» Сергей Ершов.
На ремонт машины страховщикам тоже должно хватить средств, даже несмотря на подорожание запчастей и работ. «Поврежденный автомобиль по полису каско отремонтируют в полном объеме, поскольку в целом инфляция и рост затрат на обслуживание авто на уровне 20% были учтены страховыми компаниями при заключении договоров еще в прошлом году», — уточнил директор по продажам финансовых услуг ГК ABTODOM Сергей Захаров.
К новой стоимости — новый полис
«Страховая сумма определяется в пределах страховой стоимости имущества на день заключения договора, который можно досрочно прекратить по соглашению сторон или изменить, — пояснил юрист Алексей Драч. — Закон не запрещает изменение сторонами страховой стоимости и страховой суммы при изменении действительной стоимости имущества».
«Изменить стоимость авто в уже заключенном договоре не получится, — рассказал Авто Mail.ru основатель компании “Мой Автопрокат” Дмитрий Матвеев. — Как вариант — досрочно расторгнуть его и получить часть стоимости полиса за неиспользованный период. А затем заключить новый договор каско, но уже в другой компании».
«Не все автовладельцы смогут перезаключить новые договоры каско со страховыми компаниями, — предполагает директор по продажам финансовых услуг ГК ABTODOM Сергей Захаров. — Компании будут более избирательно подходить к страхованию клиентов, отдавая предпочтение водителям с наименьшим коэффициентом аварийной езды, чтобы спрогнозировать, насколько это возможно, убыточность по страховому портфелю».
По его словам, ряд ведущих компаний за последний месяц уже скорректировали тарифы по автострахованию, увеличив их на 5−10%. Ожидается, что тарифы по каско могут вырасти, по примерным оценкам, в перспективе на ⅔ от роста курса доллара.
Станет больше тоталов
«С ростом цен на запчасти количество тоталов может увеличиться за счет приближения цены ремонта к порогу его экономической нецелесообразности, — рассказал юрист Алексей Драч. — Судебная практика знает споры о цене ремонта, и случается, клиенту удается оспорить диагноз “конструктивная гибель”. Сохранение договора после выплаты оставляет возможность починить авто и заявить новый страховой случай».
«Признание авто погибшим исключает этот риск, прекращая договор и позволяя зафиксировать результат страхования. Рост цен на запчасти не коснется клиентов, ремонт авто которых не “дотянет” до полной гибели. В установленных пределах ремонт оплачивается по полису», — уточнил эксперт.
«Однако с учетом нестабильной экономической обстановки, суммы, указанной в договоре каско, может не хватить для приобретения нового авто, если автомобиль клиента похищен или серьезно пострадал в аварии. Если она значительно ниже текущей рыночной стоимости, то клиент не сможет получить полную сумму для новой покупки», — отметил директор по продажам финансовых услуг ГК ABTODOM Сергей Захаров.