Пожалуй, не осталось сфер нашей повседневной жизни, которые не затронул бы разразившийся кризис. Причем никто не может с уверенностью спрогнозировать, во-первых, его глубину, а во-вторых, продолжительность. Влияние экономической блокады среди первых ощутили на себе автомобилисты. Полбеды, что упали продажи новых авто, так еще и возникли проблемы с обслуживанием существующих.
Однако из-за разрушения логистических цепочек, неопределенности с курсом валюты и общим непониманием перспектив многие поставщики не смогли или не захотели удовлетворить имеющийся спрос. Ситуацию усугубили панические настроения среди населения, бросившегося скупать все то, что содержит в своем ценообразовании валютную составляющую, либо продукцию, прямо или косвенно попавшую под санкции.
Со временем ситуация должна выровняться, но сегодня большинство автовладельцев действительно столкнулись с проблемой дефицита необходимых компонентов либо невозможностью их приобретения из-за взлетевших цен. В свою очередь, возник вопрос о том, как эксплуатировать неисправную или необслуженную машину дальше. Он лежит не столько в плоскости несоблюдения гарантийных обязательств (хотя и в этой тоже), сколько в части безопасности использования транспортного средства.
Не секрет, что ряд узлов и агрегатов напрямую влияют на жизнь и здоровье не только водителя, но и его пассажиров, а заодно и всех окружающих, в каком бы качестве они ни участвовали в дорожном движении. По этой причине за имеющиеся неисправности водителей наказывают.
Не стоит откладывать ремонт наиболее ответственных систем и узлов
По большому счету, есть два вида неисправностей, для каждого из которых нарушителю уготована ответственность. Первые — это относительно «безопасные» дефекты, вторые — влияющие на риск ДТП непосредственно. Конечно, это довольно условное деление, ведь при определенном стечении обстоятельств даже мелочь типа течи системы охлаждения может спровоцировать серьезное ДТП.
За незначительные дефекты могут предупредить или оштрафовать на 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ. Правда, если сломался дворник со стороны водителя либо погасла хотя бы одна фара или задний габаритный огонь, то вдобавок сотрудник полиции обязан запретить дальнейшее движение. В первом случае пока не закончится дождь или снегопад, во втором — пока не рассветет или не улучшится видимость.
Парадокс ситуации в том, что хотя запрет на дальнейшее движение прямо прописан в пункте 2.3.1 Правил дорожного движения, механизм его реализации при негорящих лампах или неисправном дворнике законом прямо не прописан. Понимая это, дорожная полиция приспособила для этой цели уже имеющийся алгоритм: водителю выдается письменное требование на прекращение нарушения законодательства, а если он ослушается и продолжит путь, то его могут наказать по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ за неисполнение законного требования сотрудника полиции. В самом худшем случае судья может приговорить к административному аресту на срок до 15 суток.
Другая категория неисправностей, с которыми ПДД также запрещают дальнейшее движение, — это неисправные тормоза, рулевое управление или сцепное устройство. За них наказывают по второй части той же статьи 12.5 Административного кодекса. Штраф по-прежнему невелик — 500 рублей, но гораздо больше проблем вызовет задержание машины, которое в этом случае обязательно. Правовое основание — часть 1 статьи 27.13.
При этом надо понимать весь объем проблем, который ложится на автовладельца в этом случае: машину отдадут со штрафстоянки либо если хозяин приедет за ней на эвакуаторе, либо сумеет починить «не отходя от кассы». И то, и другое, как минимум, потребует дополнительных затрат, да и ремонт довольно сложных систем прямо на стоянке едва ли осуществим.
Неисправные фары или поврежденный бампер способны оставить без прав
Есть и другие нарушения, связанные с техническим состоянием авто, для которых установлены специальные нормы ответственности. Во-первых, они перечислены все в той же статье 12.5. Это — нештатные световые приборы спереди (часть 3, лишение прав на срок от полугода до года) и чрезмерное затемнение стекол (часть 3.1, штраф 500 рублей). И если тонировка едва ли может стать следствием дефицита запчастей, то, например, мигающая фара из-за дефекта лампы или электроники управления вполне. Разбитый бампер не дает возможности штатно прикрепить регистрационный знак. Даже если водитель прикрутит его к решетке радиатора или поставит под ветровое стекло, это не убережет от штрафа в размере 5 тысяч рублей или даже лишения прав на 1−3 месяца по части 2 статьи 12.2 КоАП.
Причем, вопреки сложившемуся стереотипу, это совершенно не обязательно должен быть сотрудник подразделения технического надзора, справится и обычный инспектор ДПС. Поскольку никаких специальных приборов для проверки техсостояния, как правило, у экипажей на линии нет, фиксация неполадок осуществляется визуально или органолептически. Так можно выявить не только негорящие лампочки и неработающий дворник, но и, например, изношенные шарниры рулевых тяг. Достаточно будет покачать колесо. О неисправности АБС, а значит, и всей тормозной системы, подскажет пиктограмма на приборной панели.