В ГИБДД объясняют, что граждане оказались не готовы к новым правилам тестирования навыков вождения. Тем не менее прав в прошлом году выдано на 17% больше, чем в 2020 году. Аварийность по вине начинающих водителей за отчетный период уменьшилась на 7%.
Данные об аварийности (официальная статистика еще не опубликована) представил начальник отдела организации экзаменационной деятельности и предоставления госуслуг ГИБДД РФ Николай Гиляков, выступая на конгрессе автошкол России. В 2021 году водители со стажем менее двух лет стали виновниками 8,2 тыс. ДТП, что на 7% меньше, чем годом ранее. Число погибших в этих авариях сократилось на 1,4%, раненых — на 8%. Тренд по снижению аварийности наблюдается на фоне прироста числа водителей-новичков, подчеркнул господин Гиляков: за 2021 год выдано 1,54 млн водительских прав всех категорий после обучения в автошколах — на 17% больше, чем за аналогичный период предшествующего года.
Интерес представляет обнародованная господином Гиляковым статистика экзаменационной работы.
ГИБДД объясняет это введением в 2021 году новой системы тестирования претендентов на водительское удостоверение. 1 апреля, напомним, вместо отдельных экзаменов «площадка» и «город» введен единый комплексный тест в городских условиях. Ученики теперь не знают, где пройдет учебный маршрут, и не могут к нему подготовиться. Господин Гиляков рассказал о типичных ошибках: невключение указателя поворота, невыполнение требований знаков, неуверенное пользование органами управления. Он отметил также неумелое маневрирование во время парковки автомобиля в условиях дорожного движения (раньше эти навыки проверялись на учебной площадке). В общей сложности ГИБДД провела в 2021 году 7,7 млн экзаменов (примерно столько же, сколько в 2020 году), из них 4,7 млн — это экзамены по «теории» и 3 млн — по вождению.
«Некоторые его моменты трактуются неоднозначно, поэтому невольно возникают ошибки. Человек получает “не сдал” и ходит потом пересдавать по пять-шесть раз», — заявил директор «Первой автошколы» (Орск, Оренбургская область) Геннадий Хорев. Он привел в пример один из распространенных случаев: ученик по команде экзаменатора разворачивается, предварительно убедившись, что рядом нет машин, но во время выполнения маневра из-за перекрестка выезжает автомобиль. Инспектор ставит «неуд», ссылаясь на то, что создавать помехи движению запрещено. Однако курсант эту ситуацию предвидеть не может, отметил господин Хорев: нужно это урегулировать в регламенте или дать разъяснения. Экзаменаторы трактуют регламент по-разному, поддержала его глава тверской автошколы «Мир» Инна Винакова: один сотрудник требует включать указатель поворота при параллельной парковке задним ходом, другой не требует. «Хочется, чтобы ГИБДД дала рекомендации сотрудникам, чтобы они придерживались четкой позиции», — призвала она.
Серьезных проблем ГИБДД не видит, ответил Николай Гиляков, массовых обращений и жалоб нет, однако ведомство планирует в 2022 году провести анализ правоприменительной практики и доработать регламент с учетом предложений автошкол. Глава Союза автошкол Александр Ачкасов пообещал направить в ГИБДД итоговую резолюцию конгресса, в которой будут собраны все пожелания участников рынка. Николай Гиляков дал понять, что в ближайшее время правки не стоит ожидать: в 2021 году изменились правила издания всех (не только полицейских) регламентов по предоставлению госуслуг в связи с выходом постановления правительства № 1128. Теперь они должны издаваться исключительно в цифровом виде, заноситься в специальный федеральный реестр
Иван Буранов