Кому точно не грозит уголовная ответственность за нарушения ПДД?

Уголовный кодекс дополнили новой статьей для злостных нарушителей ПДД. Оправдает ли она надежды и не грозит ли тюрьма обычным водителям?
Алексей Лучников

Народная мудрость издавна предостерегает зарекаться от сумы и от тюрьмы. С тех пор, как автомобиль из роскоши превратился в средство передвижения, она обрела новый смысл, не изменив своей сути. Ведь и правда, невнимательность, а порой и просто неблагоприятное стечение обстоятельств в любой момент могут пустить каждого «по миру», а то и отправить за решетку.

Напомнить об этом взялись депутаты, приняв закон, вводящий уголовную ответственность за злостное пренебрежение правилами дорожного движения. Одной из целей законотворцев были одиозные автоблогеры, демонстративно игнорирующие ПДД, — прошлый год был как никогда богат на инциденты с ними. Автоэксперты и правозащитники уже высказались по нововведению в скептических тонах. Дескать, хулиганов за рулем это не образумит, зато ударит по обычным водителям. Так ли это? Попробуем разобраться без эмоций.

В числе самых опасных нарушений — превышение скорости и выезд на встречную полосу

В январе в Уголовном кодексе появилась статья 264.2, по которой, говоря простым языком, предполагается наказывать водителей за превышение ограничения скорости на величину более 60 км/ч, а также выезд на встречную полосу и трамвайные пути. Диапазон ответственности начинается с 200-тысячного штрафа и заканчивается лишением свободы сроком до 2 лет. Ну и бонусом — судимость, которая способна стать «черной меткой» в судьбе на всю оставшуюся жизнь, даже когда официально будет считаться погашенной.

И теперь о самом главном! Санкции новой статьи грозят не всем, а только тем, кто ранее уже был подвергнут административному наказанию и лишен права управления за любое из деяний, предусмотренных частью 7 статьи 12.9 или частью 5 статьи 12.15 КоАП РФ. Напомним, что по указанным статьям Административного кодекса наказывают за повторное превышение скорости более чем на 60 км/ч или повторный же выезд на встречку. Чтобы попасть под действие уголовного закона, необходимо соблюдение одновременно четырех условий.

Обычному водителю нужно сильно постараться, чтобы попасть под действие новой статьи

Первое — водитель до этого момента уже, как минимум, дважды должен быть наказан за значительное (60+ км/ч) превышение скорости или выезд на встречку, причем последний раз именно за повторное нарушение. Повторное — это не просто совершенное еще раз. Согласно статье 4.3 КоАП РФ, повторным считается только нарушение, которое допущено в течение одного года со дня исполнения постановления за совершение предыдущего аналогичного нарушения — именно в этот период гражданин считается подвергнутым административному наказанию.

Отсюда второе условие: для наступления уголовной ответственности водитель должен быть подвергнут административному наказанию по части 7 статьи 12.9 или части 5 статьи 12.15 КоАП РФ. Повторимся, это означает, что со дня окончания исполнения постановления за предыдущее нарушение не прошло года. Днем окончания исполнения, в свою очередь, будет считаться день, когда закончился срок лишения права управления или водитель оплатил штраф.

Третье условие — на момент совершения нового нарушения водитель должен не только считаться подвергнутым административному наказанию, но и быть лишенным права управления. Такое наказание хотя и предусмотрено для случаев превышения скорости или выезда на встречку, но применяется только в том случае, если зафиксировано инспектором ДПС, а не камерой.

Телефон за рулем автомобиля
Источник: depositphotos.com

И это как раз четвертое условие, при котором злостному нарушителю грозит судимость. Пресечь нарушение должен живой инспектор, остановив водителя и составив документацию, которая впоследствии передается дознавателю органа внутренних дел (статья 150 УК РФ) для проведения расследования и передачи материалов в суд. Распространенное мнение о том, что вероятность попасться живому сотруднику ничтожно мала, действительности не соответствует.

ДПС ГИБДД

К тому же руководство дорожной полиции уже проанонсировало применение так называемых «интеллектуальных патрульных систем» — аппаратно-программного комплекса, состоящего из камер контроля и наблюдения, вмонтированных в светосигнальную балку служебного автомобиля.

В случае значительного превышения скорости каким-то транспортным средством в поле зрения система подаст сигнал сотруднику, который должен остановить лихача и оформить правонарушение.

Такие комплексы еще в прошлом году заработали на машинах столичного Центра организации дорожного движения. Их сотрудники не имеют права никого останавливать, поэтому нарушения фиксируются исключительно камерами в автоматическом режиме, а водители узнают о них из «писем счастья». Однако в ближайшем будущем подобными системами обзаведется и патрульный транспорт Госавтоинспекции, следовательно, на безнаказанность уповать не стоит. Что же касается выезда на встречную полосу, то за год дорожной полицией выявляется более 350 тысяч таких нарушений, что, согласитесь, отнюдь не символический показатель даже для нашей немаленькой страны.

Для ранее судимых за дорожное хулиганство, но не внявших голосу разума, — наказание еще более суровое

У новой статьи 264.2 УК РФ есть и вторая часть, по которой еще более строгое наказание (штраф — от 300 тысяч рублей, лишение свободы — до 3 лет) предусмотрено за аналогичные прегрешения (превышение более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу или встречные же трамвайные пути), но водителем, имеющим судимость по первой части этой же статьи. Судимость для осужденного условно погашается с окончанием испытательного срока. Для тех, кому не удалось отделаться испугом, этот срок исчисляется с момента отбытия или исполнения наказания, не связанного с лишением свободы, и составляет один год. Если же «за особые заслуги» нарушитель был приговорен к реальному сроку лишения свободы, его судимость погасится только через 3 года после отбытия наказания (статья 86 УК РФ).

Скорость
Источник: depositphotos.com

Так станет ли новая статья реальным барьером на пути успешно монетизируемого публичного хулиганства на дорогах? Сама по себе, скорее всего, нет. Но ведь ничто не мешает применять ее в комплексе с другими методами. Например, «взять на карандаш» определенных персон, чьи «подвиги», как правило, предсказуемы, и пристально следить за их активностью. Что касается обычных водителей, то в существующих условиях, на наш взгляд, их шансы попасть под действие Уголовного кодекса совсем невелики.