Несмотря на глобальное потепление, Россию продолжает заносить снегом. Иногда его бывает много, и даже очень много. И первое время мы ему, как правило, радуемся. И только потом начинаем ощущать все неудобства. Особенно достается автомобилистам, для которых «день жестянщика» при неблагоприятных прогнозах погоды может перерасти в неделю, а то и месяц.
А еще из-за снега на дорогах мы вынуждены проводить часы в пробках, буксовать во дворах, нарушать ПДД и получать штрафы из-за занесенной снегом разметки, дорожных знаков и светофоров. Параллельно продолжаем клясть нерадивых дорожников и коммунальщиков, которые никак не могут справиться с такой ерундой.
За невыполнение нормативов по уборке снега организацию могут оштрафовать на полмиллиона рублей
Сроки и технология работы по уборке снега и устранению гололеда достаточно подробно регламентированы стандартами, СНиПами и отраслевой методической документацией.
Именно в нем установлены сроки и технология уборки снега и устранения гололеда. Заглянем внутрь и попытаемся понять, как наши дорожники и коммунальщики справляются со своими обязанностями. Зачем это нужно? Не только для того, чтобы пожаловаться на отсутствие коммунальной техники на улицах и дорогах (для нарушителей есть даже специальная статья в КоАП РФ — 12.34, по которой наказывают как сами организации, так и их должностных лиц), но и на тот случай, если нарушения зимнего содержания приведут к ДТП. Фиксация этих нарушений должна осуществляться сотрудниками Госавтоинспекции и может стать основанием для привлечения к ответственности соответствующей организации.
С крупных городских улиц снег должен быть убран в течение 3 часов
Эксплуатационному состоянию посвящен целый раздел названного выше ГОСТа. Срок, в течение которого должен быть убран с проезжей части снег или ликвидирован гололед (зимняя скользкость, говоря нормативным языком), указан в таблице. Цифры в скобках относятся к территории городов и сельских поселений.
Вид снежно-ледяных образований | Категория дороги | Группа улиц | Срок устранения, ч., не более |
---|---|---|---|
Рыхлый или талый снег | Автомагистрали и скоростные дороги | Магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения | 4 (3) |
Обычные четырех- и более полосные дороги | Магистральные улицы районного значения, поселковые дороги | 5 (4) | |
Двух- и трехполосные дороги | Улицы и дороги местного значения, улицы в жилой застройке, проезды, велосипедные дорожки | 6 | |
Однополосные дороги | - | 12 | |
Зимняя скользкость | Автомагистрали, скоростные и обычные четырех- и более полосные дороги | Магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского и районного значения | 4 (5) |
Двух- и трехполосные дороги | Магистральные улицы районного значения, поселковые дороги, главные улицы, улицы в жилой застройке основные | 5 | |
Двухполосные дороги | Улицы в жилой застройке второстепенные, проезды основные, велосипедные дорожки | 6 | |
Однополосные дороги | - | 12 |
Для начала уборки не надо ждать, когда закончится снегопад
Логичен вопрос, когда включать секундомер? Ответ на него находим здесь же, в ГОСТ: «срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости — с момента ее обнаружения». Однако это не означает, что если снег идет несколько дней, то коммунальщикам все это время ничего не нужно делать.
На скоростных и четырех- и более полосных дорогах — полностью, на других — не менее чем на половину ширины. Кстати, уборку не обязательно осуществлять до чистого асфальта. Допускается оставлять уплотненный снег толщиной до 6 см, который в течение 3 часов должен быть обработан фрикционными материалами (песок, гранитная крошка
Убранный снег допускается хранить в специально сформированных валах на обочинах, разделительных полосах и у края проезжей части вдоль бордюра. Вывезти его надо в течение 9−12 дней в зависимости от группы улицы. Не должно быть валов на четырех- и более полосных дорогах, а также в потенциально опасных местах: перед переездами, перекрестками, пешеходными переходами, на мостах и эстакадах
Подводя итог, напомним, что зимняя дорога не прощает ошибок, и какими бы нерадивыми ни были коммунальные службы, большую часть ответственности все равно несет водитель.