Почему популярны именно зимние шины?
Эксперты Авито проанализировали динамику спроса на зимние шины и выяснили, что на неделе с 25 по 31 октября покупательский интерес к сезонной резине в стране достиг пиковых значений.
В прошлом году пик спроса на зимние шины наступил раньше и пришелся на 22 октября. Наиболее популярный тип зимних шин в России, по данным Авито, — шипованные. Однако в некоторых городах страны, наоборот, выше спрос на нешипованную зимнюю резину.
Если посмотреть на структуру предложения, то мы увидим, что в объявлениях как раз преобладают предложения о продаже зимних шин. Тому есть несколько причин.
Специалисты считают, что летняя резина в среднем «живет» 2−3 сезона, в то время как зимняя может «ходить» 5 и более. За 5 лет может многое произойти — например, владелец комплекта может продать автомобиль, переехать за город, где более актуальна шипованная резина или наоборот — подобрать себе менее шумный комплект. В любом из этих случаев еще вполне пригодный комплект оказывается на вторичном рынке.
К качествам летних шин предъявляют повышенные требования только «пилоты», исповедующие «активный» стиль вождения (а таких, с учетом повсеместного распространения камер видеофиксации, с каждым годом становится все меньше). Основная масса водителей способна весь летний сезон проездить, даже близко не подходя к пределу сцепления шин с дорогой, поэтому летняя «обувка» для обычного автомобиля вполне может быть из бюджетного сегмента.
Зимой же картина резко меняется: в ситуации, когда от «цепкости» шины будет зависеть безопасность дорожного движения, может оказаться и вчера получивший права новичок, и профессионал. Значит, логичнее «обуваться» в продукцию лидеров мировой шинной промышленности. Однако новые передовые шины стоят дорого и не всегда «по зубам» среднестатистическому автолюбителю. И тут на помощь приходит вторичный рынок.
Наконец, значительную роль играет поставка зимних колес с небольшим пробегом из Европы, где вопрос сезонности стоит еще более остро, чем у нас. Часто там комплект шипованных покрышек покупается для какой-нибудь разовой вылазки в Альпы, и после пары таких отпусков поступает обратно в магазин.
Безопасно ли покупать б/у шины?
Однозначно стоит рассматривать покупку бывших в употреблении шин только в очень хорошем состоянии. Тут необходимо учитывать несколько нюансов.
Требования ПДД к состоянию зимних шин
В соответствии с правилами дорожного движения, минимальная остаточная глубина протектора зимних шин при использовании на снежно-ледовом покрытии должна составлять не менее 4 мм.Проблема в том, что даже резина с глубиной протектора 5 мм не будет выглядеть «лысой», хотя ее фактический износ уже приближается к 90%! Поэтому при выборе шины советуем не полагаться на измерения «на глазок», тем более, что проверить глубину протектора легко обычной металлической линейкой или штангенциркулем.
Возраст шины
Шина может быть вообще с нулевым износом, но при этом ездить на ней будет небезопасно. Виной тому — слишком большой возраст шины. Посмотреть, когда была выпущена покрышка, можно, расшифровав специальную маркировку на боковине колеса. Если шина произведена после 2000 года, то на нее нанесен DOT-код: две пары чисел, первая указывает на номер недели в году, когда произведена покрышка, а вторая — на год выпуска. Вряд ли вы столкнетесь с более старыми шинами, но на всякий случай расскажем и о предыдущей маркировке: в ней было три цифры — две указывали на неделю выпуска, а в третьей закодирован год.
Условия хранения
Если все время, прошедшее с дня производства, шина лежала на открытом солнце, то, скорее всего, ее нельзя использовать. К сожалению, покупатель (а часто — и продавец) б/у резины не может проконтролировать условия хранения на протяжении всего срока. Правда, проверить, пострадала ли шина от плохих складских условий, достаточно просто.
Самым опасным следствием неправильного хранения является потеря эластичности шины, в первую очередь в области протектора. Если с летними шинами все несколько сложнее, то зимние проверяются элементарно — надавите на «шашки» или ламели протектора большим пальцем и попробуйте с усилием сдвинуть их в сторону. Они должны без проблем отгибаться на достаточно большой угол, при этом не должно наблюдаться трещин или отслоения резины. Если шина при таком тесте начинает крошиться — от покупки однозначно надо отказываться. Косвенным признаком «лежалости» резины может быть серый цвет шины, но это не очень надежный тест: бывают составы резины, сероватые «от рождения», кроме того, существует специальная процедура «чернения» шин, позволяющая скрыть изменение цвета.
Также важно, чтобы шины не были «приплюснутыми», «овальными», «квадратными»
Реальное состояние конкретной шины
Самое неприятное в покупке б/у резины в том, что некоторые грыжи видно только на накачанном колесе, поэтому идеальный вариант — совершать сделку на шиномонтаже и оплачивать покупку только после того, как вам соберут и отбалансируют все колеса. К сожалению, далеко не все продавцы готовы обеспечить покупателю такую возможность.
Поэтому нужно тщательно осмотреть каждую покрышку из комплекта, как с внешней, так и с внутренней стороны. Один-два прокола в зоне протектора (особенно, если они заделаны нормальными заплатками, а не «грибками»), как правило, не таят в себе ничего страшного. А вот если ремонтировалась боковина колеса, имеются отслоения нижнего герметизирующего слоя или характерные следы езды на спущенном колесе — от такой покупки лучше отказаться. То же самое можно сказать о неравномерном износе протектора: скорее всего он приведет к неустранимому биению колеса, даже если балансировочный станок покажет «нули».
Состояние ошиповки
Самый важный для сохранности шипов фактор — это то, как водитель проехал первые 300−500 км на новых шинах. Если процедура «прикатки» была выполнена в соответствии с рекомендациями производителя шины, то «гвозди» еще долго не выпадут из своих посадочных мест, а если относительно свежая по износу протектора шина уже потеряла половину шипов — значит, выпадение продолжится и дальше.
Также важно, чтобы шипы сохранили свою первоначальную форму (при взгляде со стороны протектора — круг правильной формы с четким твердосплавным сердечником посередине), а посадочные места вокруг шипа не имели характерных трещин. Закругленные шипы говорят о том, что на шине много и активно ездили по сухому теплому асфальту, а трещины на «гнездах» — о почтенном возрасте шины.
Сколько стоят зимние шины в России в этом сезоне
На Авито продаются как новые, так и подержанные шины. По данным сервиса, средняя цена комплекта подержанных зимних покрышек в стране в период с 27 сентября по 26 октября 2021 года составила 5 500 рублей — на 10% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Нешипованные зимние шины с пробегом подорожали по сравнению с прошлым годом на 20%, и теперь средняя стоимость комплекта, по данным Авито, составляет 6 000 рублей.
Авито — отличный выбор!
Как видите, покупать б/у зимние шины можно, главное — найти устраивающий вас по цене и качеству вариант. Впрочем, в проверке качества подержанных зимних шин нет ничего особенно сложного — важно помнить обо всех нюансах и держать глаза открытыми, а на встречу с продавцом приезжать с линейкой. Даже при дистанционной покупке можно попросить сделать все вышеописанные тесты по видеосвязи, и если продавец отказывается — поискать шины в другом месте.
Некоторые «продвинутые» автомобилисты рекомендуют покупать комплект сразу не из четырех, а из пяти колес, и в случае безвозвратной гибели одной покрышки сразу продавать комплект и покупать новый, но такая стратегия видится нам слишком затратной. Проще найти покрышку такой же модели и примерно одинакового года выпуска, и заменить ею вышедшего из строя «бойца». Скорее всего, из 890 000 объявлений при помощи удобного поиска по размерностям и ценовым диапазонам получится найти даже редкую модель резины.