Объезд пробки по обочине: чем грозит и когда не накажут

Как наказывают обочечника и можно ли объезжать пробку по встречной обочине?
Алексей Лучников

Езда по обочинам — дело неблагодарное во всех отношениях. Камеры и инспекторы ДПС штрафуют, соседи по потоку проклинают, да еще и встраиваться обратно не дают, для полного счастья можно поймать саморез в шину, потерять колесо в колдобине, а то и вовсе не удержаться на тонкой полосе асфальта и угодить в кювет. Однако недостатка в желающих все равно нет, причем счет им идет отнюдь не на единицы.

Источник: Авто Mail

Если вы любите прохватить по обочине, объехав пробку, надо знать следующее. Прежде всего, никаких оправданий быть не может: ни формальных, ни житейских. Так или иначе, объехав затор, потом все равно придется встраиваться в поток и тем самым тормозить его. Зачастую это как раз и есть единственная причина пробки. Что касается формальной стороны вопроса, то она достаточно простая.

Впрочем, сути это не меняет, ибо ехать по ней запрещает все тот же пункт ПДД. Ответственность за игнорирование запрета не сказать, что неподъемная, но и символической ее не назовешь. Часть 1 статьи 12.15 Административного кодекса грозит штрафом в полторы тысячи рублей.

Любители длинных заездов могут попасть в объектив не одной камеры, так что штраф увеличивается кратно. Некоторые защитники прав «угнетенных» автомобилистов уверяют, что это незаконно, так как водитель только раз выехал на обочину. К счастью, суды такие аргументы не принимают и жалобы отклоняют.

Обочина, дтп

В случае ДТП с обочечником ответственность, скорее всего, возложат на него

Еще один важный момент — это право приоритета, а точнее — его отсутствие у движущегося по обочине. Раньше была распространена практика, когда виновным в ДТП с участием обочечника признавали законопослушного водителя, который, однако, не уступил дорогу при повороте со встречного или попутного направления, либо решил съехать на обочину для остановки.

ГИБДД и суды аргументировали свою точку зрения тем, что хотя движущийся по обочине и нарушал ПДД, но у того, кто маневрировал, есть обязанность уступать дорогу и вообще убедиться в безопасности маневра. А раз эта обязанность не была исполнена, значит, ответственность на ДТП за ним. Чаще всего такие исходы были, когда водитель поворачивает налево сквозь плотный поток транспорта и сталкивается с ехавшим навстречу по кромке дороги, но вовремя незамеченным из-за машин на проезжей части.

Однако сравнительно недавно Верховный суд постановлением своего Пленума внес ясность, указав, что «водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу».

Пробка на МКАД
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

И хотя позиция высшей судебной инстанции нашей страны не имеет обязательного характера для нижестоящих судов и сотрудников ГИБДД, остроту проблемы она сняла. Теперь подобные дела гораздо чаще разрешаются не в пользу обочечника.

Встречная обочина = встречная полоса

В условиях масштабного транспортного коллапса иногда доходит до крайностей и когда попутная кромка дороги уже занята, находятся отчаянные головы, которые умудряются использовать для движения… встречную обочину. При этом полагают, что в самом худшем случае тоже отделаются полуторатысячным штрафом, который к тому же по закону можно «ополовинить», если заплатить в течение 20 дней.

Вообще говоря, строго по букве закона, это действительно так. Однако в реальности убедить инспектора ДПС в этом будет крайне непросто, и с вероятностью 99% на нарушителя составят протокол как за езду по встречной полосе. Рассчитывать на снисхождение судьи тоже не стоит. Потому в лучшем случае все закончится штрафом в 5000 рублей, в худшем — лишением прав на 4−6 месяцев.

Встречка
Источник: legion-media

Использующие обочину для движения на законных основаниях пользуются приоритетом

Теперь несколько слов о том, что нужно знать законопослушным водителям в отношении обочечника. Пускать или не пускать обратно в свою полосу — вопрос, который лежит, скорее, в этической плоскости. С точки зрения ПДД уступать дорогу не требуется, но наглец может быть не вполне адекватным и пойдет на таран.

В итоге он, конечно же, окажется виновным, но вы, доказывая это и ремонтируя машину, рискуете потерять уйму времени. Поэтому самым настырным лучше уступить. В конце концов, правила трех «Д» (дай дорогу дураку) никто не отменял.

Возвращаясь к вопросу отсутствия приоритета у нарушителя, движущегося по обочине, хочется предостеречь от возведения этого правила в ранг абсолюта. Дело в том, что ПДД в ряде случаев разрешают движение по обочинам.

Обочина, дтп
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Во-первых, это право есть у водителей мопедов и велосипедистов (пункт 24.2 ПДД). В последнее время к ним добавились еще и пользователи электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности. Поэтому, поворачивая, дорогу им надо уступать.

Иными словами, перед правым поворотом обязательно смотрите в правое же зеркало, а перед левым — прогнозируйте появление людей на двух колесах из-за находящегося на встречной полосе транспорта, особенно если он вежливо остановился, чтобы дать вам выполнить маневр.

Наконец, обочину предписано использовать для остановки и стоянки. Очевидно, что для этого придется какое-то расстояние по ней проехать. Поэтому такой водитель тоже не будет считаться нарушителем, следовательно, разбор столкновения с ним может закончиться не в пользу того, кто его не пропустил.