Опубликована свежая статистика продаж легковых автомобилей и моделей легкого коммерческого транспорта: стремительное падение происходит уже несколько месяцев. В октябре продано 126 204 штуки, что на 18,1% меньше, чем в октябре 2020 года, сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).
Надо отметить, что в первом полугодии цифры вызывали оптимизм: по итогам периода январь-июнь 2021 года рост составлял 36,9%. Но дальше продажи падали так стремительно, что рост за три квартала оказался уже всего 15,1%. А теперь — по данным за 10 месяцев — он сократился до 10,5% в сравнении с периодом январь-октябрь 2020. Так к концу года от позитивных цифр этой весны не останется и следа. Причем это в сравнении с прошлым годом, который сам по себе был очень неудачным.
В качестве причин эксперты называют глобальный спад производства и новые проблемы в логистике, связанные с разрывом цепочек поставок. Также цены в этом году значительно выросли у всех марок. При этом все равно наблюдается дефицит, вызванный нехваткой микрочипов на производстве.
На этом фоне неожиданно выглядит статистика по электромобилям в России. В этом году объем продаж превосходит показатели аналогичного периода прошлого года более чем вдвое (точнее — на 118%). В абсолютных цифрах это по-прежнему немного — 845 штук. Впрочем, это уже можно сопоставить с продажами таких моделей, как Volkswagen Passat или Lexus ES.
В последнее время ходят упорные слухи, что власти готовятся отказаться от продления нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили. Утверждается, что таким образом будет стимулироваться производство электрокаров внутри России. В Ассоциации европейского бизнеса против этого решения.
«Положительная динамика продаж электромобилей способствует развитию зарядной инфраструктуры и дает возможность дистрибьюторам выводить на российский рынок не только большее количество автомобилей, но и более доступные модели, — заявляет Томас Штэрцель, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ. — Разумеется, растущий сегмент электромобилей может со временем быть занят моделями местного производства. Это положительное развитие может быть серьезно подорвано отказом от продления нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили на ближайшие годы, что приведет к росту стоимости электромобилей, снижению покупательского спроса и последующей стагнации в динамике продаж. Кроме того, некоторые производители могут отложить вывод своих электромобилей на российский рынок на фоне более высоких затрат на меньший, чем ожидалось, объем продаж электромобилей».
Продление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили на самом деле выгодно как всем участникам рынка, так и государству, полагают в АЕБ.