Неправильная эксплуатация влечет за собой большие траты на ремонт. Каким же образом можно избежать очевидных ошибок и помочь климатической установке работать долго?
Проводить регулярную чистку
Для любой климатической установки важно, чтобы сложная система кондиционирования сохраняла герметичность. В целом она достаточно надежна, однако трудные условия эксплуатации при резком перепаде температур зимой, при осенних дождях и в летнюю жару негативно сказываются на работоспособности ее элементов.
В первую очередь систему необходимо держать в чистоте. У большинства автомобилей забор воздуха в климатическую установку осуществляется через воздуховоды под лобовым стеклом. Под дефлекторами стоит короб для сбора воды, который часто засоряется листьями, древесными почками, семенами и тополиным пухом. Часто эта грязь засасывается внутрь вентиляции и оседает в трубках.
Слой пыли обычно лежит на всех поверхностях, расположенных до воздушного фильтра и на крыльчатке вентилятора. Для его очистки можно взять тонкую насадку на пылесос в виде трубки, которую необходимо углубить в отверстие в коробе воздухопритока или в открывшийся проход после снятия салонного фильтра. Затем пылесосим и промываем систему специальным раствором, содержащим воду, спирт и хлоргексидин. Этот раствор уничтожит скопившиеся бактерии и иные микроорганизмы.
Далее необходимо держать лоток перед воздухозаборниками вентиляции в чистоте.
Дезинфицировать внутренности
Кондиционер следует не только промывать, но и дезинфицировать. Дело в том, что при включении печки горячий воздух проходит через холодный испаритель, образуя конденсат, а это благоприятная почва для размножения бактерий и появления плесени. Внутри системы поселяются колонии микроорганизмов и возникает неприятный запах.
Поэтому раз в год необходимо проводить дезинфекцию испарителя. Эта операция выполняется с помощью специальных средств, продающихся в жестяных флаконах. Пена из баллончика при помощи длинного носика закачивается в дренажное отверстие и дезинфицирует проблемную камеру испарителя.
Включать часто
Нельзя оставлять кондиционер надолго без работы. Даже в морозы его необходимо включать, чтобы обеспечить циркуляцию рабочей жидкости и смазки. Дело в том, что кондиционер рассчитан на постоянную работу, лишний простой для него вреден.
Изначально хладагент направляется в ресивер-осушитель, где осуществляется превращение жидкости в газ с поглощением тепла и охлаждением прокачиваемым воздухом. Если система простаивает, то конденсат вызывает образование очагов ржавчины, рассыхание сочленений и повреждение стыков трубок, из-за чего есть риск разгермитизации системы и утраты газообразного хладагента.
С хладагентом в магистрали циркулирует специальное масло, которое смазывает насос и патрубки. Смазка необходима также и компрессору, который сжимает газ и превращает хладагент в жидкость.
Для полной смазки системы необходимо около 30 минут работы кондиционера, а промежутки между включениями не должны быть более 7 дней. Тогда исключается вероятность того, что компрессор при включении кондиционера будет работать насухую, то есть на износ.
Ездить долго
Некоторые считают, что кондиционер зимой бесполезен. Это не так. Он сушит воздух, делает атмосферу в салоне более комфортной и помогает избежать запотевания стекол при околонулевых температурах. Поэтому включать кондиционер необходимо и в холода. Однако здесь важно соблюдать несколько условий. Дело в том, что отвечают за работу системы несколько датчиков. Они контролируют давление хладагента и температуру окружающего воздуха.
При минусовых температурах кондиционер не включится из-за риска выхода из строя испарителя, где собирается влага. Порой вода замерзает, не успевая протечь по сливным желобам. Поэтому до полного прогрева мотора и включения печки кондиционер не активируется. Сначала печка должна прогреть салон, и только потом вступает в действие охладитель, помогающий высушить воздух.
Эту особенность необходимо учитывать при пользовании машиной. Лучше осуществлять продолжительные поездки (более часа), чтобы прогреть автомобиль и дать кондиционеру хорошо поработать. Не будет лишним время от времени переводить вентиляцию в режим рециркуляции воздуха. Тогда прогрев будет осуществляться быстрее.
Владимир Гаврилов