Этим летом Госавтоинспекция удивила общественность неожиданными заявлениями о необходимости либерализации существующей системы техосмотра от перевода его в разряд рекомендательного для частного легкового транспорта до сокращения объема проверяемых при инспектировании параметров, а также поддержкой законопроекта об отвязывании полиса ОСАГО от диагностической карты.
В то же время, понимая, что технические неисправности вносят определенный вклад в структуру аварийности на дорогах, полицейские ужесточили контроль за техсостоянием транспорта на дорогах. В результате в СМИ вышел ряд материалов, пугающих читателя лишением прав за защитную пленку на фарах, «мухобойку» на капоте, а то и вовсе за доработанную мультимедийную систему. Что здесь правда, а что вымысел? Давайте разбираться!.
Какие изменения нельзя вносить
Начнем с того, что никаких принципиальных изменений в законодательстве не произошло. ГИБДД, как и прежде, на основании Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (текст есть в конце любой брошюрки ПДД), ограничивает использование по назначению автомобилей и мотоциклов, в конструкцию которых внесены изменения. Это может быть любой дополнительный нештатный элемент, установленный на машину, либо, наоборот, снятый с нее, который влияет на безопасность движения. Современный автомобиль — очень сложное техническое устройство, поэтому при определенной аргументации к изменениям конструкции можно отнести что угодно вплоть до нештатного колпачка вентиля колеса.
Но на практике надзорные органы опираются преимущественно на здравый смысл, предъявляя водителю претензии только тогда, когда тюнинг выходит за разумные пределы. Чтобы привлечь к машине внимание инспектора, достаточно любого не предусмотренного конструкцией элемента или видоизменений, которые бросается в глаза. Это:
- лифтованная либо, наоборот, заниженная подвеска;
- нештатные колесные диски и шины с явно не соответствующими машине параметрами (как правило, посадочный диаметр и вылет);
- самостоятельно установленные кузовные элементы, включая спойлеры, антикрылья и воздухозаборники, а особенно кенгурятники;
- нестандартная светотехника;
- доработанный выхлоп;
- тонировка стекол, фар и (или) фонарей;
- замаскированные или скрытые регистрационные знаки.
А вот что касается багажников на крыше и фаркопов, то, вопреки стереотипам, они служивых практически не интересуют, по крайней мере, если изготовлены не кустарно. То же самое и в отношении доработки или замены двигателя на более мощный, модернизации трансмиссии, поклейки защитной пленки на фары или стекла, а также пресловутой прокачанной аудиосистемы.
Причина, прежде всего, в том, что эти изменения незаметны на глаз и проблематичны с точки зрения процессуального оформления нарушения, ведь доказать, что, допустим, в блок управления двигателем залита нестандартная прошивка, а коробка передач заменена, крайне непросто. Впрочем, эти доработки выявляются, как правило, при переоформлении машины на нового собственника, когда осмотр ее полицией обязателен. У сотрудников регистрационных подразделений глаз на такие вещи наметан. В этом случае просто отказывают в проведении регистрационных действий до устранения претензий.
За что могут лишить прав
Теперь о том, могут ли лишить прав за доработки. Для этого есть только две причины:
- установка цветных (кроме белых, желтых или оранжевых) лампочек спереди транспортного средства;
- применение устройств, которые позволяют скрыть или затруднить прочтение регистрационных знаков.
В первом случае ответственность установлена частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ, срок лишения — от полугода до года, во втором — частью 2 статьи 12.2, срок лишения 1–3 месяца, но, если повезет, могут только оштрафовать на 5 тысяч рублей.
За что не лишат прав
Откуда пошел разговор о том, что и за другие доработки могут лишить прав? К такому исходу может привести логическая цепочка, первым звеном которой становится остановка сотрудником ГИБДД тюнингованной тем или иным образом машины, но без внесения в документы соответствующих записей.
Если этого не сделано, то сотрудники полиции могут выписать требование об устранении этого недостатка (путем возврата конструкции к исходному состоянию или прохождения всех формальностей по согласованию с ГИБДД). Если это не будет сделано в установленный срок и результаты не будут представлены для проверки, то полиция прекращает учет, следовательно, машину эксплуатировать больше нельзя. Дальнейшее использование машины грозит ответственностью по части 1 статьи 12.1 КоАП РФ: управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, что влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 рублей.
Если и после этого водитель не исправился и не восстановил учет, то только тогда ему действительно может грозить лишение права управления на 1–3 месяца (альтернатива — штраф 5000 рублей), ибо в силу вступает часть 1.1 той же статьи, по которой наказывают за повторное управление незарегистрированной машиной. Напомним, что повторное — это значит совершенное в течение года после оплаты штрафа за первое аналогичное правонарушение.