Какие автомобили самые пожароопасные?

Двигатель внутреннего сгорания работает на хорошо воспламеняющемся топливе. В редких случаях, после аварий или поломок, оно оказывается вне герметичной топливной системы и вытекает наружу.

Случаются утечки в результате повреждения патрубков и сочленений деталей. Еще опаснее ситуация с утечками газа из автомобилей, работающих на метане или пропане. Горючий газ заполняет моторный отсек или багажное отделение и может воспламениться от контактов с открытым огнем. Между тем в последние годы популярность приобретает транспорт на электротяге, который тоже подвержен риску возникновения пожара. Насколько эта опасность сильна и какие машины сложнее всего потушить?

Транспортные средства на газе

Бытует мнение, что чаще всего автомобилисты сталкиваются с риском возникновения пожара в автомобилях на газе. Пропан-бутановая смесь, в сжиженном состоянии хранящаяся в газобалонных установках автомобилей, сама по себе не имеет ни запаха, ни цвета. В смесь добавляют одоранты, то есть вещества с сильным и резким запахом, чтобы в случае утечки водитель мог почувствовать опасность. Однако накопление газа до критических значений в автомобиле происходит редко. Система вентиляции постоянно подает в салон свежий воздух, а газовая магистраль под днищем при повреждении выбрасывает газ в атмосферу.

Подкапотное пространство, где находится редуктор, тоже свободно вентилируется через множество проемов снизу. Если накопление тяжелого газа и происходит, то только в багажнике, где стоят баллоны.

Пожар
Пожар
Пожар
Пожар
6фотографий
Фото: АГН «Москва»

Главная причина пожаров газовых автомобилей — безалаберность самих водителей. Привыкнув к низкой пожароопасности газа, они продолжают ездить даже с сильным запахом в салоне, считая, что проветривание всегда спасет от воспламенения. В итоге критическая масса газа превышается и при очередном закуривании происходит хлопок.

Но даже в этом случае газовый автомобиль не всегда воспламеняется. Обычно дело ограничивается подпаленной обивкой и подгоревшими усами водителя.

Газовые автомобили загораются в основном по прозаическим причинам. К примеру, дана сильная нагрузка на прикуриватель, из-за чего в салоне задымилась обивка, или старая электрика привела к короткому замыканию. Тогда начинают гореть шумоизоляция и пластик в моторном отсеке, и при попадании в очаг пожара газа возможно его воспламенение. Тогда автоматика перекрывает подачу газа. И потушить машину не сложнее, чем любую другую. Правда, когда в объятом пламенем автомобиле горит газовый баллон, то возможен его подрыв. В реальных условиях взрыв баллона — это следствие, а не причина пожара.

Бензиновые машины

Бензиновые автомобили горят гораздо чаще газовых. События зимы 2020-2021 годов показали, насколько прозаические обстоятельства бывают тому причиной. Несколько моделей китайских брендов на морозе начинали самовозгораться после активации автозапуска. Пластиковые трубки топливного бака лопались из-за низких температур, и после образования течи бензин воспламенялся, попадая на раскаленную выхлопную систему, или просто из-за разрядов статического электричества. Под днищем припаркованной машины появлялся огонь, который разрастался в пожар. Проезжающие мимо автомобилисты замечали проблему, вызывали пожарных или сами тушили огонь, забрасывая его снегом и используя штатные огнетушители.

Подобная течь бензина гораздо опаснее утечки газа, так как он не выветривается и легко воспламеняется. Если пламя возникло, то легковой автомобиль может сгореть примерно за 2 минуты. Водитель с обычным огнетушителем, как правило, не может самостоятельно победить пламя, особенно под капотом. По технологии тушения нельзя открывать капот полностью, чтобы избежать увеличения притока воздуха. Необходимо распылять струю из огнетушителя в приоткрытую щель. Лучше всего, когда пожар тушат несколько человек со штатными 2,0-литровыми огнетушителями. Но даже в этом случае они не могут полностью погасить возгорание, а лишь локализуют его до прибытия пожарных.

Потушить обычный автомобиль для пожарной команды проще простого. Мощная струя воды или пены проделывает это за несколько секунд.

Электромобили

Гораздо хуже обстоит дело с электромобилями. Проблемы с электрикой и неправильное использование розеток тоже приводят к перегреву проводки и воспламенению обшивки. На старых машинах регистрируются короткие замыкания, пробои на корпус и прочие проблемы. Но хуже всего, когда воспламеняется батарея. Это может произойти в процессе зарядки на станции при подключении к энергосети высокой мощности. Горят разъемы и провода, как это бывает и с обычными смартфонами.

Контент недоступен

Подвержены электрокары и воспламенению после столкновений в ДТП. К примеру, Tesla Model S не раз горела после ударов посторонних предметов в днище. Если машина налетала на потерянную рессору грузовика или на другой дорожный мусор, то удар приводил к пробитию днища и повреждению ячеек аккумулятора. Возникало короткое замыкание, и начинался пожар. Примерно такой же эффект можно наблюдать, если попытаться бить молотком по литий-ионному аккумулятору смартфона. Поэтому компания Tesla увеличила клиренс Model S и усилила днище бронированным металлическим листом.

Несмотря на то, что пожары в электрокарах, по статистике, случаются в 11 раз реже, чем у автомобилей с бензиновым двигателем, активное их распространение в мире превращается в проблему для пожарных служб из-за их высокой горючести. При возгорании потушить батарею электромобиля трудно не только водителю, но и пожарным. Например, чтобы сбить пламя с Tesla, по регламенту требуется 11 тонн воды, а стандартные резервуары пожарных машин вмещают 1-2 тонны. Поэтому в США на вызов выезжают сразу 6 машин из нескольких пожарных частей. В Австрии, чтобы потушить врезавшуюся в отбойник Tesla, привлекли 35 человек и 5 пожарных автомобилей. С огнем удалось справиться после того, как была перерезана проводка. Даже после ликвидации пламени процесс горения аккумуляторов продолжается, а блоки батарей под днищем могут вспыхнуть через несколько часов. Поэтому чаще всего электромобили выгорают дотла.

Трудности до сих пор не решены, и с ростом количества гибридов и электрокаров они превращаются в серьезную головную боль для пожарных. Предлагаются даже варианты с эксплуатацией специальных контейнеров, куда можно быстро помещать горящий электромобиль и проводить тушение автоматически.

Отчасти проблему решит внедрение так называемых карт безопасности, которые будут печататься в виде схемы и QR-кодов на кузовах. Там будет содержаться информация о том, где находится разъем отключения батареи и ее мгновенной дезактивации. При пожаре это помогает снять заряд и отключить источник пожара.

Контент недоступен